Школа смутного времени
Новые школы в Томске откроют, но настоящих открытий не случится
В День знаний в Зеленых Горках откроют действительно уникальный объект. 22 тысячи квадратных метров только учебных аудиторий, актовый зал как в театре на 400 кресел, столовая на 370 мест, почти три гектара пришкольной территории, полноразмерное футбольное поле, четыре спортивных площадки, лыжная база, а внутри шестиблочного трехэтажного здания — четырехметровые потолки, дворцовые лестничные пролеты, стеклянный атриум над входом, интеллектуальные системы жизнеобеспечения, ну и кое-что по мелочи. Городской департамент образования днюет и ночует на объекте, который приедет открывать понятно кто, а может быть даже и… Помолчим, чтоб не сглазить.
Это первая ласточка. Помимо Зеленых Горок, новые мегашколы появятся в микрорайоне Радонежский и прямо в центре Томска, на улице Никитина, на площадях бывшего училища связи.
Там планируют открыть школу для одаренных детей, наподобие сочинского центра «Сириус». Однако стоит просто ознакомиться с составом попечительского совета «Сириуса», чтобы опуститься из космоса на томскую землю. Там председатель совета некий Путин В.В., а также парочка министров российского правительства, не считая музыканта Темирканова и виолончелиста Ролдугина.
К тому же «Сириус» не общеобразовательная школа, а центр, куда на короткое время съезжаются одаренные дети со всей страны и которым читают лекции корифеи отечественной науки. А холодный нечерноморский Томск как раз остро нуждается в принципиально новой общеобразовательной школе, куда дети пойдут 1 сентября 2018 года. Не просто в здании со столовой, актовым и спортивным залом, а в принципиально новой школе, которую строители за педагогов построить ну никак не могут. С концепией, с идеями этой новой школы у них как раз беда. Их даже боятся озвучивать, что лишний раз доказывает пример школы в Зеленых Горках.
Общеизвестно, что ее планировали сделать филиалом Академлицея. Конечно, немного странно, когда филиал в разы больше головной школы, ну да ладно. Академлицей был авторской школой Ирины Тоболкиной, которая уволена и восстановлению не подлежит.
О мотивах увольнения бесполезно спорить: большая политика или большая материнская любовь помешали Тоболкиной продолжать руководить Академлицеем — теперь неважно. Важно другое: авторская школа по определению существует до тех пор, пока есть автор, творец, демиург школы.
Убери Сайбетдинова из Светленского лицея, и что там останется со временем? Так и в Академлицее, как в «Кин-дза-дза»: женщину вынули, автомат поставили. Так что теперь масштабировать Академлицей в Зеленых Горках вряд ли получится. Поэтому у чиновников от образования там сейчас аврал. Ввиду отсутствия общей идеи в Зеленые Горки сейчас пытаются впихнуть все мало-мальски успешное, что есть в Томске: от образовательной робототехники до федерации водного поло. Как, кто и, самое главное, для чего будет управлять этим разношерстным хозяйством — на эти вопросы чиновники от образования собираются ответить потом.
Мне кажется, Тоболкина тоже их перед собой не ставила — ведь за ее спиной был успешный Академлицей, где она на эти вопросы уже ответила.
— Как я буду это отапливать? — спрашивала она сама себя весной, когда мы разговаривали. — Эти стеклянные стены, рекреации, атриумы, заложить их что ли чем-то? А что будет весной, когда вода польется с окрестных склонов? Школа ведь в низинке. Я дочь строителя, я же понимаю, что первые годы уйдут на устранение недоделок, перестройку.
Это были вопросы не педагога, а девелопера. А новому руководителю школы, департаменту образования, дай им бог здоровья и терпения, сейчас просто не до новых концепций и идей, лишь бы не опозориться на открытии, которого не было в области 25 лет. Но это означает, что в новой школе на первых порах главными будут все-таки не дети, а другие вопросы, типа: как приспособить футуристическое здание под нужды ежедневной школьной рутины. Вернее, так: чем заполнить пустующие площади, если стандартный учебный процесс в них не нуждается?
И снова проклятый вопрос накануне Дня знаний. Кому нужен этот стандартный учебный процесс сегодня? Совершенно очевидно, что школа теряет свои образовательные функции. Университеты стонут от уровня школьных выпускников. Выпускники, чтобы соответствовать требованиям вузов, идут за знаниями к репетиторам, а в школе просто отбывают время. На этом фоне возрождается домашнее образование. Школа превращается в социальный отстойник для спокойствия родителей и государства: дети хотя бы полдня в известном всем относительно безопасном месте, в тепле и накормлены. Но, извините, зачем такие деньжищи тратить на такие скромные цели?
Эксперты от образования, попросившие не называть имен, соглашаются, что современная школа мало кого устраивает. Эксперимент по воспитанию «просвещенного потребителя» (целеполагание бывшего министра образования Ливанова) завершается, но ничего нового не предложено. У школ нет ни педагогической вольницы, ни конструктивной неволи.
Недовольны родители, недовольны дети, да и сами учителя задерганы жуткой регламентацией, все новыми бесполезными предметами, которые надо втискивать в школьное расписание. Есть огромный дефицит в новых идеях, потребность в школах нового типа, здания для которой сейчас и строит ТДСК. Какой будет новая школа? Университетская, мультикультурная, православная, спортивная, инженерная, художественная? Непонятно.
Идеи, скорее всего, есть, но не у чиновников, которые вообще боятся что-то озвучивать до весны 2018 года. Радикальные реформы школьного образования могут начаться только после президентских выборов. Никто не хочет рисковать. Ни в Минобре, ни в Томске.
Хотя педагогические идеи, талантливые педагоги, руководители учреждений в Томске встречаются. В том числе в конце августа. Вот если бы их посадить за круглый стол о судьбе новых школ. Они бы до весны 2018-го что-нибудь обязательно бы придумали.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора