Денег нет, но надо держаться
Что будет с бюджетом Томской области на 2017 год
Легенда бюджета будущего года изложена в самом коротком послании премьера Дмитрия Медведева про то, что денег нет, но надо держаться. Однако все предыдущие годы власть исполняла бюджет как фокусник. Денег не было, но в шляпе неизменно оказывался кролик, и все были довольны. Беда в том, что в будущем году фокус может не удастся. Даже если факир будет трезв.
Деньги любят тишину, заклинают финансисты. Поэтому, как обычно, никто из участников бюджетного процесса не комментирует работу согласительной комиссии, которая 1 ноября начала работу в Законодательной Думе Томской области. Этому заговору молчания больше двух десятков лет и, надо сказать, в нем имеется смысл. Департамент финансов и народные избранники бьются за цифры доходов и расходов в главном финансовом документе, не вынося сор из избы. Иначе не миновать популистских заявлений и информационного шантажа: поддержите рублем тех-то и тех-то, иначе они «выйдут на митинги», «расскажут СМИ правду», «перестанут поставлять жизненно важные товары и услуги»... Нужное подчеркнуть.
Ни один журналист никогда не был на заседаниях согласительной комиссии от начала до конца. Поэтому можно только предполагать, какие страсти кипят иногда при дележе денег. Стратегия исполнительной власти все предыдущие годы заключалась в том, чтобы утаить немножко доходов, дабы они всплыли уже в течение года. Так в семье муж прячет заначку, чтобы в напряженный финансовый момент достать ее и решить проблему. Задача депутатов женская — найти заначку и распределить на текущие и, как им кажется, неотложные расходы. Поэтому всегда осенью департамент финансов приносит в облдуму заведомо скромный проект бюджета по доходам и расходам, а депутаты неизменно его «расширяют» на три-четыре миллиарда рублей. Так было и в нынешнем 2016 году, но вряд ли получится в будущем 2017-м.
Денег правда нет. В стране индексацию пенсий заменили на единовременную выплату и перенесли ее от выборов подальше на январь 2017 года. Фактически свернули федеральную программу «Жилье для российской семьи». Впервые за многие годы покусились на святое — налог на прибыль томских предприятий, который раньше 100 % зачислялся в областной бюджет. Теперь федерация хочет «откусить» от него 1 %. Деньги, в общем, невеликие, примерно 200 миллионов, но важен сам прецедент.
Чтобы было понятно, скажем, что областной бюджет имеет пять основных источников доходов: уже упомянутый налог на прибыль организаций, налог на доходы физлиц, налог на имущество организаций и акцизы на алкоголь и ГСМ. Все они останутся примерно на том же уровне. Самое страшное произошло с пятым источником дохода — дотацией из федерального бюджета.
Ее пока нет. Она запланирована на уровне 1 миллиард 866 миллионов рублей, но и эта цифра Москвой пока не подтверждена. Для сравнения скажу, что Томская область в уходящем 2016-м получила из федерального бюджета примерно 10 миллиардов рублей. Пятую часть областных расходов. А в 2017-м может лишиться почти всей этой суммы. Резервные федеральные фонды подошли к концу.
Областная власть впервые сразу поставила перед собой очень высокую планку: собрать на территории области дополнительно еще больше 6 миллиардов рублей доходов. Именно поэтому спикер областной думы Оксана Козловская характеризует бюджет будущего года только как «надежный», новый томский сенатор Владимир Кравченко говорит о «бюджете стабильности», и только замначальника облдепартамента финансов Вера Плиева характеризует бюджет будущего года как «непростой». Ее улыбка при этом прекрасна, но лишь подчеркивает драматизм ситуации.
Паниковать, конечно, не стоит: слегка индексированные зарплаты бюджетникам все равно гарантированы. Школы, как и в 2016 году, получат 13 миллиардов, больницы почти 9, дети — почти 2, культура — 1, упадет немного только соцзащита — до 6,1 миллиарда рублей.
В бюджете будущего года, на мой не очень внимательный и профессиональный взгляд, не заметно крупных инвестиций. Разве что три с лишним миллиарда на содержание, ремонт и строительство дорог, но дорожники «съедят» их легко, а автолюбители могут и мимо проскочить. 13 миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации автодороги Томск — Тайга будем считать просто покупкой билета в кино, которое мы вряд ли увидим в ближайшие годы.
Еще в бюджете нашлись деньги на новые детские сады. Это, безусловно, важно, но, судя по кривой демографии, уже не так актуально, как новые школы. Судя по тому, что одна новая школа в Зеленых горках по стоимости уходит за миллиард рублей, в ближайшем будущем она одна нам и светит. Что грустно подтвердил педагог и депутат Леонид Глок, проходя на заседание согласительной комиссии.
— Построим мы хотя бы пять школ в ближайшем будущем? — спросил я его на ходу.
— Конечно, нет! — сказал председатель комитета по труду и социальной политике.
Собственно, томичи страдают уже привычно. Как нефтегазодобывающий регион, мы слишком много отдаем в Москву и слишком мало получаем. Каждый раз томская исполнительная власть вынуждена доказывать в министерстве финансов несправедливость налоговых законов для одной отдельно взятой Томской области. Все годы получалось, а получится ли в будущем, станет ясно лишь к началу декабря. Поэтому согласительная комиссия в томской думе сейчас рассматривает некий приблизительный бюджет, который, скорее всего, придется срочно корректировать в декабре. И вряд ли в сторону увеличения доходов и расходов.
Ей-богу, я тут начал подумывать: а не завести ли мне кроликов?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора