Зверские реалии
Какой урок нужно извлечь из истории хабаровских живодерок
Дело «живодерок из Хабаровска» вызвало колоссальный общественный резонанс. 18 октября в соцсетях и СМИ появилась информация о двух юных хабаровчанках, которые публиковали в соцсетях фотографии и видео издевательств над кошками и собаками. На сегодняшний день идет расследование. Следствие уже переквалифицировало дело живодерок на более тяжкую статью — «жестокое обращение с животными, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Ее санкция — штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы до двух лет.
То, что произошло в Хабаровске, — ужасно, отвратительно. По данным следствия, жертвами девушек стали не менее 15 животных. О чем они думали, какие чувства испытывали, когда делали такое? О чем думали их родители? И сколько ответной жестокости и грязи это все всколыхнуло. Разумеется, жестокость не может быть свойством, присущим исключительно детям, потому что они видят поступки взрослых и их отношение к самой жестокости в отношении слабых — будь то кошка, которую кто-то пнул, или человек без определенного места жительства, над которым кто-то издевается. И эта проблема жестокости, равнодушия, бездействия затруднительна для решения в позитивном ключе, потому что правил и законов в России нет, и нет никаких наказаний.
Хотя законодательная инициатива в нашей стране есть. Проект «закона о животных» отклонен президентом с формулировкой «отсутствие предмета правового регулирования». Законы по защите животных от жесткого обращения есть во многих странах Европы, в США, Канаде, Австралии, ряде стран Азии и Африки. На международном уровне действуют документы, разработанные при участии ООН, Совета Европы, ведущих ученых в областях ветеринарии, биомедицины, философии, этики, права. Чем наша страна хуже?
В Томске такие случаи, к сожалению, не редкость, просто не было такого резонанса. Но защитникам животных очень часто приходится сталкиваться либо с безответственностью людей, в результате которой страдают животные, либо с жутким безразличием и жестокостью в отношении тех, кто не может за себя постоять. Поэтому в основном работа добровольцев в сфере защиты и спасения животных состоит в том, чтобы оказывать помощь, лечить, реабилитировать животных, которые пострадали от людей напрямую (живодерство, побои, отравления, капканы, пулевые и резаные ранения, истощение, травмы от автомобилей, запущенные болезни) или косвенно (брошенные животные, замерзающие, пострадавшие от нападения других животных, падений с высоты).
После того, как животное вылечено, избавлено от паразитов, вакцинировано, стерилизовано, оно готово к тому, чтобы обрести новый дом. Можете себе представить, сколько труда, времени, материальных и нематериальных ресурсов затрачивают волонтеры на каждое животное? Поток животных нескончаем, и есть очень большое количество людей, желающих проконтролировать, дать совет, а часто просто всучить еще и еще котят, щенков, собак и кошек, потому что им жалко, но они не могут, а «вы же этим занимаетесь». Не хочу сейчас сказать, что все, кто зовут себя защитниками животных, — выдающиеся граждане мира. К несчастью, это не так. Добровольцы зоозащитных организаций и просто неравнодушные люди выполняют ту работу, которую не выполняет подавляющее большинство «сочувствующих», они разгребают последствия безответственного разведения и жестокости людей, решают проблемы, которые не решаются административно.
Очень часто добровольцев обвиняют в предвзятости и необоснованности суждений относительно потенциальных хозяев. Но судя по тому, что происходит сейчас в Хабаровске, а также судя по опыту людей, на счету которых десятки спасенных и пристроенных животных, стоит сомневаться в людях. Именно поэтому некоторым желающим, которые хотят взять животное, могут отказать, объясняя или не объясняя причины отказа. Потому что очень обидно за свои старания и, самое главное, за судьбу и жизнь своих подопечных, если после всего, что они пережили, с ними может повториться беда, или они могут вновь оказаться на улице. Обидно и страшно, когда вспоминаешь улыбающихся молодых людей, трепетно прижимающих к себе маленького щенка, обещающих любить, не предавать, а если что — принести обратно, а через два дня этого щенка находят замерзающим в коробке на мусорке в двух кварталах от его «нового дома». Хорошо, что успели, хорошо, что живой. А сколько таких, которым не повезло?
Поэтому, прежде, чем отдавать животное, с потенциальным хозяином беседуют и узнают, в какие условия хотят взять животное, согласны ли другие члены семьи, и не будет ли для них появление животного нежеланным сюрпризом.
Как правило, если человек вызывает доверие у куратора животного, то между ними заключается договор о передаче животного. В таком договоре как раз указаны все права и обязанности сторон, их контакты, паспортные данные, все особенности и условия содержания животного, а также оговорены случаи возврата животного, если вдруг случится какой-то форс-мажор (не сошлись характерами, не приняли другие животные, члены семьи, аллергия). Далее куратор отслеживает судьбу своего подопечного в новом доме, то есть держит связь с новыми хозяевами. Но бывает, что хозяева не выходят на связь, не берут трубку, меняют номер и не извещают об этом куратора. Это всегда заставляет насторожиться. Либо общение не клеится, информации нет, либо всегда «все хорошо», нет актуальных фотографий. Тогда приходится выезжать на место жительства, регистрации хозяев, чтобы убедиться, что с животными все в порядке. Это очень неприятные ситуации.
Раньше люди достаточно трепетно относились к заполнению договоров, боялись оставлять свои данные. Сейчас люди спокойно заполняют все документы, предоставляют данные паспорта, а потом творят такое, что волосы дыбом. Хорошо, когда все заканчивается более-менее удачно — просто потеряли или наигрались и выгнали. А ведь бывает и убивают, и едят, и издеваются. И это все в нашем городе, в нашем маленьком интеллигентном городе. Может ваш сосед, или та милая девочка в розовой куртке?
Чего же не хватает? Почему они не боятся? Потому что нет наказания. В России нет закона, защищающего животных, 245 статья УК РФ — не в счет, потому что, по сути, она такой функции не выполняет. Назрела необходимость принятия адекватного законодательства о защите животных от жестокого обращения, а также признания животных субъектом права, а не неодушевленным предметом, биологическим мусором, имуществом, как есть сейчас.
Второй важной составляющей успеха является социальная деятельность, информирование населения и пропаганда гуманного отношения к животным, внедрение и популяризация гуманных программ по контролю за численностью животных (стерилизация, ответственное разведение). В том числе основополагающей должна быть работа по воспитанию ответственности, гуманности и других общечеловеческих качеств у подрастающих поколений. Работа с детьми — вклад в будущее, дающий надежду на положительные изменения в сфере защиты животных
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора