Откуда придет кирдык?
Почему экономический кризис добьет нас именно из-под земли...
Нет-нет, друзья! Не спешите упрекать меня в поклонении дьяволу. Совсем не он, черт рогатый, выскочит из-под земли и наведет тут шороху. Все проще. Мои догадки о приближении неминуемого коллапса основаны на двух наблюдениях, которыми я и спешу с вами поделиться. Не горевать же в одиночку, право слово!
Итак. Наблюдение первое — дороги. Скажу вам без дураков: с каждой весной наши дороги становятся все хуже и хуже. То есть сначала было плохо, потом — очень плохо, потом — ад, потом — «ацкий» ад. То, что растаяло из-под снега нынче, не поддается описанию вообще. То есть в буквальном смысле слова и в Томске, и в Северске появились такие участки прости-господи-дорог, которые я просто объезжаю стороной, поскольку лучше потерять время и бензин, чем оставить в яме колесо или убить подвеску.
Конечно, дороги разрушаются круглый год, но весной процесс разрушения идет интенсивнее, поскольку именно для этого времени года наиболее характерны суточные перепады температур от минуса к плюсу, да еще и при повышенной влажности. То есть днем вода затекает в трещины в асфальте, ночью она превращается в лед, расширяется и ломает дорожное покрытие.
Усугубляется ситуация еще и тем, что при так называемом «ямочном ремонте» на наших дорогах возникает очень много тех самых пресловутых трещин, куда неизбежно попадает вода. Прибавьте сюда еще и не всегда высокое качество работ, помноженное на воровство, и вам станет ясно, почему наши дороги разрушаются быстрее, чем их успевают ремонтировать.
Конечно, если бы на дорожные работы ежегодно выделялись значимые суммы (про воровство — даже молчу!), то власти могли бы составить график полноценного ремонта дорог, и проблема была бы решена. Беда в том, что денег таких не выделяется…
Наблюдение второе — подземное царство. Об ужасном состоянии транспортных коммуникаций мы с вами можем судить по той простой причине, что мы их видим, чувствуем ногами и попами. Но ведь помимо коммуникаций транспортных есть еще и другие, а именно трубы тепло- и водоснабжения. О степени их износа простые граждане могут судить лишь в крайних случаях — когда на них происходят порывы.
Поэтому, возвращаясь к предстоящему кирдыку, замечу, что с подземным ужасом граждане сталкиваются только тогда, когда у них в квартире перекрыли воду или когда они видят, что где-то из под земли хлещет пар и угрюмые коммунальщики, истово матерясь, копают землю. А между тем состояние невидимых нам подземных коммуникаций много хуже видимых нам дорог.
Например, в Северске еще несколько лет назад специалисты говорили о стопроцентном (!) износе 70 % коммуникаций. И это в молодом городе, который до недавнего времени купался в деньгах, как сыр в масле. Что уж говорить о старинном Томске? В общем, если дороги ветшают быстрее, чем их успевают ремонтировать, то трубы — много быстрее, чем их успевают менять. И в один прекрасный день трубы начнут лопаться с такой скоростью, что остановить этот процесс будет просто невозможно…
В продолжение своего материала я бы хотел заступиться за… местные власти. Да-да! Не стоит вешать на них собак, во всяком случае всех. При хроническом безденежье муниципальные и региональные власти (в меру своей испорченности, конечно) предпринимают какие-то шаги в этом направлении. По понятным причинам в первую очередь какие-то деньги тратятся на дороги (которые видны всем), и совсем уж смешные деньги идут на ремонт подземных коммуникаций (кризис которых почти никому не виден). И главная беда здесь не в том, что деньги воруют или тратят не эффективно, а в том, что денег реально мало.
При нашей суперцентрализованной системе налогообложения большинство налогов забирается в центр, а уже потом по милости (или немилости) московского барина спускается (или не спускается) на места. Но этого мало: даже внутри региона доля главного муниципального налога (НДФЛ), остающегося на местах, не зафиксирована раз и на всегда, а может варьироваться. Поэтому руководители муниципалитетов фактически не заинтересованы в расширении налогооблагаемой базы для решения своих проблем, а вынуждены кланяться наверх и униженно просить подать на бедность. Да и добро бы существовали какие-то мощные федеральные программы по регулярному ремонту существующей инфраструктуры. Так нет же! Нам олимпиады с футболами важнее, ну и офшоры панамские, видимо, тоже...
А ведь когда рванет (не подумайте ничего такого, я трубы отопления имею в виду), мало не покажется никому. Только футболисты и спасутся. Ну, и олимпийцы тоже...
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора