23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 5293

Кто в городе хозяин?

Полиция у нас вроде бы есть, а вроде бы и нет

Согласно недавним сообщениям, следственными органами Томской области раскрыты все 50 убийств, совершенные в этом году. Что тут можно сказать? Работа похвальная. Но стоит заметить, что убийства — это уже верхушка криминального айсберга.

Не все убийства носят, если можно так выразиться, концептуальный характер, то есть совершены с умыслом, скажем, с целью ликвидировать конкурента, оттяпать долю в бизнесе, отомстить. Нет, если почитать пресс-релизы следственного комитета, то видно, что таких преступлений мало, а большинство совершены на почве пьянства. То есть будущие преступники и будущие жертвы совершенно не предполагали, какая роль им уготована судьбой в самом ближайшем будущем. Сложилась соответствующая ситуация и вот вам результат: тяжелейшее преступление.

Конечно, можно много говорить о том, что ведет к преступлениям. Тут виноваты и семья, и общество. Можно говорить о социально-экономической политике, которая этому или способствует, или же препятствует. Но очевидно, что болтающиеся на улице без дела молодые люди, не имеющие крепких моральных устоев, не занятые ни учебой, ни работой, рано или поздно переступят закон.

Нужны тормоза. По большому счету — это, как сказано выше, правильная социально-экономическая политика, как минимум, стимулирующая полезную деятельность (работу или учебу). Но есть меры очевидные, за которыми и ходить-то далеко не надо — это исполнение органами общественного порядка прямо предписанных им функций, за исполнение которых они получают из бюджета зарплату.

— Ваша работа, — сказал, обращаясь к полицейским, губернатор Сергей Жвачкин на коллегии регионального УМВД, — напрямую влияет на социально-экономическое развитие нашей области, ведь бизнес, принимая решения об инвестициях, всегда анализирует состояние дел с преступностью в регионе своей деятельности. Благодаря и вашей работе экономика региона растет почти во всех секторах.

В то же время губернатор не скрыл, что региональную власть и жителей волнует рост преступности в области. По мнению Жвачкина, эту проблему надо решать «совместными усилиями» — «активнее привлекать к охране общественного порядка неравнодушных граждан». Типа, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

В какой ситуации могут оказаться «неравнодушные граждане», могу привести пример из реальной практики. Сосед, выходя из подъезда, сделал замечание молодым людям, распивающим пиво на детской площадке и ведущим себя неподобающим образом. Возникла перепалка. Один из нарушителей быстро сбегал домой и с ножом налетел на «неравнодушного гражданина». Тому удалось нож выбить. Но хулиган не успокоился. Сбегал за бейсбольной битой и начал крушить стекла машины соседа, несмотря на то, что в ней, кроме хозяина, сидели его жена и маленькая дочь. Реакцию ребенка и женщины можно представить. Полиция на вызов среагировала удивительно хладнокровно — наряд приехал только после того, как потерпевший позвонил Вячеславу Семенченко, замгубернатора по безопасности, оказавшемуся лично знакомым потерпевшему.

Наша полиция — блюститель порядка и общественной безопасности — вроде бы есть. Если посмотреть на крупные городские мероприятие, видно, что полиция не только существует, но что полицейских — достаточно большая армия. А если посмотреть на торжественный развод сил УМВД, легко заметить, что эта армия еще и мобильна. Здесь можно увидеть и «Форды», и «Тойоты», и «Лады», конечно же незаменимые УАЗы и даже «Тигры», то есть в наличии есть все то, что необходимо для оперативного и адекватного реагирования.

Но в то же время этой полиции вроде бы и нет. На срочный вызов дежурный УМВД отвечает дежурной фразой: «машина на вызове, приедет, как только освободится», как будто у жертвы насилия есть время подождать.

Зато нам каждый день показывают американские фильмы (да и в новостях то же самое), в которых полицейские в темных очках медленно разъезжают по патрулируемому району, зато быстро реагируют на нарушения общественного порядка. Как говорится, смотри, делай выводы: два мира — две реакции.

Приведенный мной пример кто-то сочтет исключением. Но вот другие примеры. Самый центр наших «Сибирских Афин» (по интеллектуальному потенциалу — третье место в России после столиц), сквер напротив Дома офицеров. Молодой балбес залез на голову памятника Пушкину (в циничной форме оскорбил, можно сказать, «наше все»), его подруга позирует у подножия. Третий балбес все это фиксирует для обязательной выкладки фото в соцсетях. Аналогичный случай был и с памятником у СибГМУ. А где же блюстители? А блюстителей нет!

За другим памятником, Камнем скорби, в сквере напротив мэрии, также никто не присматривает. Зайдя за Камень, можно увидеть, что здесь по недосмотру блюстителей сложился своеобразный ансамбль, не запланированный архитектором, — «уголок разбитых фонарей».

Но, пожалуй, апофеозом я бы назвал другой случай, свидетелем которому был сам. Утро, шесть часов, Красноармейская. Шум, музыка, крики. Смотрю: с большой скоростью едет легковой автомобиль, на крыше которого с двух сторон сидят двое молодых людей с пивом в руках, ногами упираясь в оконные проемы. Им весело. Чувствуется, что они не боятся ни смерти, ни бога, ни черта, ни тем более представителей охраны общественного порядка. Именно они — хозяева утреннего города. А где блюстители? А блюстителей нет!

Повторяю: все начинается с улицы, с лавочек у подъездов, с детских площадок, на которых вечером собирается молодежь с бутылками. Ну а почему бы и не распить, если они твердо уверены: ни участковый сюда не зайдет, ни полиция сюда ни за что не заедет ни на «Фордах», ни на «Тойотах», ни даже на «Тиграх». Ну а дальше — все по известной схеме…

Сообщается, что в рядах МВД грядут серьезные сокращения. Нас успокаивают: коснутся они только командного состава. Но ведь и при таком сокращении все может остаться так, как есть.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии