28 ноября, четверг
-6°$ 108,01

Работы по углублению дна Томи помогут уменьшить ледовые заторы весной

Архивное фото
Архивное фото
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Об этом на заседании комитета гордумы по градостроительству, землепользованию и архитектуре заявил руководитель группы мониторинга «Томскгеомониторинга» Дмитрий Матвеев.

Он напомнил, что добыча гравия в русле Томи была запрещена в 2013 году. Это было связано со снижением уровня воды на реке, из-за чего стали обнажаться «головки» водозаборов и городская дамба. Однако прекращение добычи гравия в черте города повышает опасность возникновения ледовых заторов.

«У нас в черте города есть затороопасный участок — в районе коммунального моста. Здесь мы два года подряд проводим съемку и наблюдаем повышение отметки дна. Вероятно потому, что в черте Томска в последние годы прекратилась добыча гравия. На фоне нее была произведена посадка уровня Томи. Она составила где-то 2,5-2,6 метра и привела к тому, что максимальные уровни подъема воды в половодье стали гораздо ниже. Проблема с заторами в те годы практически исчезла. Затем был установлен запрет на добычу гравия в черте города. Постепенно отметки дна стали повышаться, и заторные участки тоже стали увеличиваться», — сказал Матвеев.

Как сказал Матвеев, эту проблему помогут решить дноуглубительные работы.

«Это немного другая категория работ. Подрезка верхних перекатов, которые расположены ниже коммунального моста, позволила бы увеличить транспортную способность реки на данном отрезке во время ледохода. По крайней мере, мы могли бы решить вопрос с самым опасным заторным участком», — подытожил эксперт.

Он добавил, что добыча гравия на Томи началась в 50-х годах, к 1970-м объем добычи достигал 60-100 миллионов кубометров. При этом в последние десятилетия оценка влияния добычи гравия на Томь не производилась.

«Последние публикации были сделаны в начале 2000-х. Наша организация целенаправленно такими анализами не занимается. Но, проводя исследования ледяных заторов, мы находим карьерные выемки там, где они должны отсутствовать. Это, скорее всего, связано с тем, что недропользователи могут вести добычу гравия за пределами границы участка. Другой пример — протока Светлая. Она до 80-х годов собирала в себя около 30 % речного стока, а сейчас там проходит практически 50 % стока. Это говорит о том, что протока была углублена. И здесь нужен жесткий контроль за фирмами, которые добывают гравий в реке», — пояснил он.

Представитель «Томскгеомониторинга» добавил, что дать оценку влиянию добычи гравия в Томи могло бы дать специальное исследование, провести которое способны и местные эксперты.

Смотрите также

Комментарии