29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 3543

Исторический момент: первая газета, полет на аэроплане и Герои Советского Союза

Геннадий Ворошилов
Геннадий Ворошилов
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru, wiki.tpu.ru,wikimedia.org, towiki.ru, spread-wings.ru, warheroes.ru

Сегодняшний выпуск нашей постоянной рубрики богат на интересные события. Мы расскажем вам о первой губернской газете, в которой не только печатались постановления правительства, но и начинали маститые сибирские журналисты. Кроме того, вы узнаете о том, кто и когда совершил первый полет над Томском. Также мы поговорим о двух наших известных земляках, ставших Героями Советского Союза. И узнаем историю возникновения в Томске Белой мечети.

***

27 августа 1857 года вышел первый номер «Томских губернских ведомостей». Это была первая в томской истории газета, которая выходила с 1857 по 1919 год. «Томские губернские ведомости» были изданием правительства Томской губернии, поэтому там, прежде всего, печатались постановления правительства и другие официальные документы.

Считается, что первый номер газеты был рукописным. А первым руководителем издания стал директор томских гимназии и училищ, магистр богословия Ф. Мещерин. Газета не имела особой популярности из-за жесткой цензуры, прежде всего от губернатора, и, как следствие, серых, блеклых, неинтересных бюрократических материалов. Официальная часть газеты публиковала правительственные материалы, законы, распоряжения и другую официальную информацию. Официозность и малолитературность в последствии стали причиной для проигрыша в популярности созданной в марте 1881 года независимой газете «Сибирская жизнь», организованной Петром Макушиным. Его типография не знала административного давления, административного недомыслия и недофинансирования, какие испытывала время от времени типография «Томских губернских ведомостей.

До 1905 года газета выходила один раз в неделю, с 1905 — два раза. Тираж «в лучшие годы» достигал 500 тысяч. В советское время газета не издавалась.

Две части газеты — официальная и неофициальная стали основой объединения вокруг газеты интеллигенции, в том числе из числа политических ссыльных. Газета стала катализатором, вызвавшим к жизни последующие издания, так или иначе сравнивающие себя с «Томскими губернскими ведомостями». И даже в условиях цензуры, она часто становилась источником интересной информации о местной жизни, быте и событиях, ее материалы цитировались столичными газетами и в документах Русского географического общества. В неофициальной части помещалась хроника жизни Томска и Томской губернии, статистические материалы, статьи различных авторов на исторические темы. Эти материалы в различное время готовили Дмитрий Кузнецов, Григорий Потанин и другие.

***

27 августа 1876 года в Томске была открыта первая в Сибири повивальная школа.

***

27 августа 1881 года в Забайкалье родился Иннокентий Николаевич Бутаков. В 1900 году он поступил в ТТИ (ныне ТПУ). Работал на Сибирской железной дороге, откуда по конкурсу в 1921 году был избран профессором ТТИ. С 1923 года возглавил открывшуюся теплотехническую специальность, а впоследствии кафедру теплосиловых установок, которой заведовал до 1967 года.

В разные годы занимал должности проректора по учебной работе, замдиректора по учебно-научной работе. В 1935 году ему присуждена ученая степень доктора наук. При создании Сибирского филиала АН СССР был назначен и до 1950 года по совместительству работал в должности директора Транспортно-энергетического института СО АН СССР.

Иннокентий Бутаков является основателем сибирской теплотехнической школы. Имеет правительственные награды. Бутаков написал более 200 научных работ по теплоэнергетике и педагогике высшей технической школы. Под его руководством подготовлено 40 кандидатов и докторов наук. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

***

27 августа 1911 года над Томском состоялся первый полет самолета. Аэропланом марки «Фарман» управлял летчик Яков Иванович Седов.

Томск, первый в Сибири, познакомился с авиацией, ориентировочно, с 1908 года. Все началось с увлечения воздухоплаванием. В 1909 году профессор ТТИ Б. Вейнберг организовал томский аэрокружок, который стал вторым в стране по времени своего появления — после московского. Вскоре, в конце 1910 года, силами студентов был построен первый томский аэродром. До этого в Лагерном саду и на Потаповых лужках студенты и их наставники осуществляли полеты планеров, изготовленных своими силами.

Аэроплан марки«Фарман», на котором летал Седов
Аэроплан марки«Фарман», на котором летал Седов

В 1910 году они построили первый сибирский самолет, собрали аэроплан по конструкции члена томского авиакружка инженера Громадского. К лету 1911 городской архитектор А. Лангер предпринял усилия по доставке в Томск из Петербурга аэроплана марки «Блерио 11-БИС», который вскоре был выставлен на всеобщее обозрение в театре городского сада «Буфф». Это был первый серийно производимый промышленностью самолет, с которым познакомились томичи. Своих профессиональных летунов в городе еще не имелось и Томск посетили такие известные русские авиаторы, как Яков Седов Михаил Григорашвили, совершившие демонстрационные полеты над ипподромом на своих и томском аэропланах. Эти мероприятия всегда проходили при огромном стечении благодарных зрителей.

***

27 августа 1923 года в деревне Старый Чулым Чулымского района Новосибирской области родился Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Ворошилов.

Cлужил на фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года, участвовал в ликвидации Никопольского плацдарма, освобождал Донбасс, Польшу, форсировал Днепр, Одер, сражался на улицах Берлина. 27 февраля 1945 года был удостоен высшего звания страны — Героя Советского Союза. Ворошилов демобилизовался из армии в марте 1947 года. В Томскую область переехал через шесть лет и до 1991 года работал на Томском лесопромышленном комбинате — крановщиком, водителем грузовика, рулевым катера, диспетчером.

В 90-летний юбилей Геннадия Ворошилова Сергей Жвачкин вручил ему высшую региональную награду — орден «Томская слава» за № 1.

Геннадий Николаевич ушел из жизни вечером 1июля, на 91-м году жизни. Он был последним Героем Советского Союза, живущим в области.

***

27 августа 1943 года было присвоено звание героя Советского союза Фараху Гимдеевичу Камалдинову.

Фарах Камалдинов родился в 1914 году в ныне несуществующей деревне Нуркай Кривошеинского района в семье крестьянина. В рядах Советской армии с 1934 года. Участник боев с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году, советско-финляндской войны. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Камалдинов был командиром взвода автоматчиков 410-го стрелкового полка 81-й стрелковой дивизии. В ночь на 5 июля 1943 года младший лейтенант Камалдинов в оборонительном бою в районе города Малоархангельск Орловской области со взводом успешно отразил вражескую атаку на своем участке. Советские воины трижды переходили в контратаку, подбив шесть тяжелых и один легкий танк, уничтожили около 200 гитлеровцев. Будучи ранен, Камалдинов продолжал управлять взводом.

С 1946 года Фарах Камалдинов был уволен в запас. Жил и работал в городе Балашиха Московской области, в Карачаево-Черкессии. В 1970-е годы жил в Томске, работал на нефтебазе. Скончался 28 августа 1989 года, по другим данным — в 1984 году. Похоронен на Старомихайловском кладбище в Караганде.

***

27 августа 1999 года в Томске состоялось торжественное открытие после реставрации Белой мусульманской мечети на Московском тракте.

Белая мечеть была построена в 1913 году по проекту главного губернского архитектора Андрея (Генриха) Лангера, имевшего австрийские корни. Автор десятков проектов, в том числе нескольких томских церквей, синагоги, драматического театра, Лангер спроектировал Белую мечеть в стиле модерн с исламским декором. Томская «магометанская» община под руководством ахуна Хамзы Хамитова в начале XX века переживала период подъема, как в духовном, так и в материальном плане. Рассказывают, что на каждом пятничном намазе в Красной мечети собиралась крупная сумма пожертвований для строительства второй мечети, которую в городе прозвали Белой по цвету стен.

Мечеть на Московском тракту стала одной из последних работ Лангера. В 1916 году губернского архитектора призвали на военную службу. Первым официальным муллой Белой мечети в 1917 году стал Яхья Нурмухаметов, направленный в Томск Духовным Собранием из Уфы. До назначения в Томск Нурмухаметов служил муллой при Оренбургском казачьем войске.

10 октября 1939 года постановлением облисполкома Белая мечеть была закрыта, здание передано под национальную татарскую школу. Позже ее минарет был снесен, а само здание в дальнейшем использовалось правлением артели Культспорт. С 1960-х годов здесь размещался цех карандашной фабрики. Возвращение мечети верующим состоялось в 1990 году. Ныне является действующей: ее посещают верующие, проводятся службы.

Смотрите также