Студентка заявила о давлении со стороны двух томских вузов после жалоб на условия в общежитии. Мы с ней поговорили

Студентка СибГМУ, проживающая в общежитии ТГАСУ, сообщила о ситуации, которую она расценивает как давление со стороны администраций вузов после подачи жалоб в надзорные органы. Ее заявления касаются уборки общих помещений, системы «штрафных баллов» и угроз выселения. Вузы и ведомства в официальных ответах нарушения отрицают.
В социальных сетях распространяется видеообращение студентки Анны, проживающей в общежитии ТГАСУ. По словам девушки, в общежитии вуза студентов обязывают выполнять уборку общих помещений — лестничных пролетов, коридоров и других зон — несмотря на наличие у университета договора с подрядной организацией на оказание клининговых услуг. При этом, утверждает Анна, работы выполняются бесплатно. Кроме того, за отказ от выполнения таких работ или иные нарушения студентов, по ее словам, наказывают «штрафными баллами, которые нужно отрабатывать». Также, как утверждает девушка, проживающих «обязывают выполнять косметический ремонт в своих комнатах раз в год».
В связи с этим Анна направила жалобы в прокуратуру и администрацию президента. Обращения были перенаправлены в Министерство науки и высшего образования РФ. По словам студентки, в ответ она получила письмо, которое фактически представляло собой позицию ТГАСУ без проведения проверочных мероприятий.
«Потом пошло-поехало, мне начали угрожать. И тут вступает вуз, в котором я учусь — СибГМУ. Вы думаете, они встали на защиту своей студентки? Как бы не так. Они решили, видимо, специально для меня переквалифицироваться в передатчика угроз. Начали шантажировать тем, что ТГАСУ выселят всех студентов СибГМУ из своих общаг, если я не прекращу это все делать. А когда это случится, всех студентов разместят в своих общагах СибГМУ, а вот я останусь на улице», — заявила Анна.
После этого студентка повторно направила жалобы в прокуратуру и администрацию президента. Они вновь были перенаправлены в Министерство науки и высшего образования. По ее утверждению, ведомство направило запросы в вузы, которые ответили, что нарушений не допускали, несмотря на предоставленные заявительницей доказательства, включая аудиозапись, на которой, как утверждает Анна, обсуждается возможность ее выселения.
Обязательная уборка, добровольные формулировки и условия договора
Журналисту vtomske.ru удалось связаться с Анной и подробно обсудить ситуацию. Девушка учится на втором курсе СибГМУ и проживает в общежитии №4 ТГАСУ на улице Партизанской, 15. По ее словам, требования по уборке общих помещений и система «штрафных баллов» действовали уже на момент ее заселения в начале учебного года.
Анна утверждает, что в зону обязательной уборки для студентов входят коридоры, лестничные клетки, комнаты с умывальниками, учебные комнаты на этажах и кухни. При этом в официальном ответе Министерства науки и высшего образования РФ со ссылкой на позицию ТГАСУ указано, что студенты убирают «только свои комнаты», а кухни — «исключительно за собой».
«Это не соответствует реальной практике», — отмечает студентка.
По словам Анны, графики уборок регулярно публикуются в чатах этажей общежития. В подтверждение своих слов она предоставила редакции скриншоты переписок, а также ссылки на локальные нормативные акты ТГАСУ, размещенные на официальном сайте университета.
В правилах внутреннего распорядка общежития указано, что проживающие обязаны «участвовать согласно графику в санитарных уборках в общежитии с проведением генеральной уборки всех помещений», включая мытье полов, окон, дверей, оборудования и мебели. При этом формулировка не содержит упоминаний о добровольном характере таких работ.
Одновременно в других пунктах тех же правил, а также в договоре найма жилого помещения, участие студентов в общественно полезных работах обозначено как добровольное. В частности, в документах говорится, что студенческий совет «привлекает проживающих в добровольном порядке», а администрация обязана обеспечивать условия «для проведения на добровольной основе работ по уборке». Анна указывает на это противоречие как на одну из ключевых проблем.
Согласно договору найма жилого помещения в студенческом общежитии ТГАСУ, размещенному в открытом доступе, проживающие обязаны участвовать «в работах по самообслуживанию в общежитии», однако перечень таких работ в документе не конкретизирован. В договоре отсутствуют упоминания о системе «штрафных баллов», порядке их начисления или обязательной отработке.
Тем же договором предусмотрена обязанность проживающего «производить текущий косметический ремонт жилой комнаты 1 раз в год в мае–июне».
Кроме того, в договоре закреплен закрытый перечень оснований для его расторжения — неуплата, систематическое нарушение правил проживания, утрата статуса обучающегося и другие индивидуальные нарушения. Возможность коллективного выселения студентов или применения мер к другим проживающим из-за действий одного человека в документе не предусмотрена.
Контракт на клининг и бесплатный труд
Анна утверждает, что у ТГАСУ заключен действующий контракт на клининговые услуги. Это подтверждается официальным ответом Министерства науки и высшего образования РФ, в котором указано, что уборка мест общего пользования в общежитиях, включая общежитие №4 на Партизанской, 15, осуществляется подрядной организацией по контракту от 21 июля 2025 года.
При этом, по словам студентки, фактически часть этих работ перекладывается на проживающих. В распоряжении редакции есть скриншоты графиков дежурств и сообщений в чатах, где студентов уведомляют о выходе на уборку.
«Штрафные баллы» и угроза выселения
Отдельно Анна рассказала о системе «штрафных баллов», которая, по ее словам, не закреплена ни в договоре, ни в открытых нормативных документах. Баллы начисляются за различные нарушения внутренних правил — от выезда из общежития без уведомления до пропуска заседаний студенческого совета. При этом конкретный перечень нарушений и их «стоимость», как утверждает студентка, официально нигде не зафиксированы.
По ее словам, баллы начисляет студенческий совет общежития по согласованию с администрацией. Основным последствием их неотработки является отказ в заключении договора найма на следующий учебный год, что фактически означает выселение.
«Баллы можно "разменять" на любую принудительную деятельность, которая в данный момент нужна общежитию», — поясняет Анна.
Давление после жалоб
Анна утверждает, что давление усилилось после того, как она потребовала предоставить официальный регламент начисления штрафных баллов. В ответ, по ее словам, ей сообщили о необходимости отработать шесть внеочередных дежурств на кухнях в течение двух недель, а затем заявили о якобы готовящихся документах о ее выселении за «многократные нарушения правил».
По словам Анны, при этом регламент, устанавливающий основания для начисления «штрафных баллов» и назначения внеочередных дежурств, администрации общежития предоставлен не был. Сначала ей сообщили, что документ «запротоколирован» и будет представлен только на заседании студенческого совета, однако уже на самом заседании заявили, что регламент «больше не понадобится», так как якобы готовятся документы о ее выселении.
Анна также рассказала, что представители администрации общежития №4 ТГАСУ в неформальной форме рекомендовали ей «подыскивать квартиру», несмотря на отсутствие официальных решений о расторжении договора найма.
Со стороны СибГМУ, по словам студентки, давление выражалось в форме бесед с представителями руководства.
«Меня шантажировали коллективным выселением, говорили, что если я не прекращу жалобы, ТГАСУ выселит всех студентов СибГМУ из своих общежитий. При этом прямо сказали, что всем остальным места найдут, а мне — нет», — рассказала Анна.
При этом она подчеркивает, что сознательно не называет конкретных фамилий сотрудников.
«Я сознательно не называю здесь конкретные имена сотрудников. В материалах я также замазала фамилии. Для меня важно, чтобы фокус внимания был не на конкретных людях, а на порочной практике. Это не личный конфликт», — пояснила студентка.
Что следует из ответов Минобрнауки
В ответах Министерства науки и высшего образования РФ указано, что ведомство не проводило самостоятельных проверок, а ограничилось запросами информации в ТГАСУ и СибГМУ.
Со ссылкой на позицию ТГАСУ в одном из писем сообщается, что уборка мест общего пользования осуществляется подрядной организацией, а санитарный день предполагает генеральную уборку студентами только своих комнат. Ведомство также указывает, что иные дисциплинарные меры, кроме замечания, выговора и отчисления с расторжением договора найма, правилами не предусмотрены, а жалоб от проживающих, по информации ТГАСУ, не поступало.
Позиция СибГМУ в документах
Согласно информации, направленной СибГМУ в Минобрнауки, Анна является студенткой университета, но проживает в общежитии ТГАСУ «в связи с дефицитом жилищного фонда». В ответе указано, что обращений от нее по вопросам условий проживания в общежитии ТГАСУ в СибГМУ не поступало.
Сама Анна с этой позицией не согласна. По ее словам, она лично подавала заявление с просьбой предоставить место в общежитии СибГМУ, а также вела письменную переписку с сотрудником деканата, где ей сообщили, что свободных мест нет. Кроме того, она направляла электронное письмо заведующей студенческим городком СибГМУ с подробным описанием ситуации и просьбой о помощи — в ответе сообщалось, что вопрос будет вынесен на комиссию. Анна также обращалась через онлайн-приемные ректора и деканата, однако скриншоты этих обращений у нее не сохранились.
При этом СибГМУ подтверждает, что 8 и 17 декабря 2025 года с Анной проводились беседы с участием декана фармацевтического факультета и заведующей студенческим городком. Университет заявил, что сведения об оказываемом на студентку давлении «не соответствуют действительности».
Также в ответах приводится позиция ТГАСУ о том, что студенты СибГМУ, проживающие в общежитии №4, написали докладную записку в связи с несоблюдением Анной правил проживания. Студентка отметила, что с этим документом ее не ознакомили. Вопрос рассматривался на заседании студенческого совета общежития. При этом подчеркивается, что выселение студентов СибГМУ, включая Анну, «не планировалось».
«Это странно. Если бы речь шла о реальном бытовом конфликте между студентами в общежитии ТГАСУ, такая жалоба решалась бы на месте, администрацией общежития ТГАСУ. Зачем отправлять ее через голову всей администрации ТГАСУ прямо в деканат другого вуза (СибГМУ), если не для того, чтобы создать повод для давления на меня через мой родной вуз», — считает студентка.
Ответы прокуратуры
Из ответа прокуратуры Октябрьского района Томска следует, что по обращению Анны был принесен протест на правила внутреннего распорядка студенческого общежития ТГАСУ, утвержденные в январе 2024 года. По результатам его рассмотрения в правила были внесены изменения.
Анна обращает внимание, что ответ прокуратуры с информацией о внесении изменений в правила внутреннего распорядка ТГАСУ она получила 21 января — на следующий день после публикации видеообращения в социальных сетях. Какие именно пункты были изменены, ни в ответе прокуратуры, ни в других документах не уточняется.
В то же время прокуратура Кировского района Томска, рассматривая жалобу Анны об угрозах и давлении со стороны должностных лиц СибГМУ, направила обращение ректору университета для рассмотрения по существу, сославшись на нормы закона о прокуратуре. Анне также было разъяснено право обжаловать действия или бездействие должностных лиц в судебном порядке.
По словам Анны, в настоящий момент прямого давления на нее нет, поскольку она находится на каникулах и не в Томске.
«Я думаю, что администрация вряд ли пойдет на открытое выселение. Во-первых, для этого нет законных оснований. Во-вторых, в официальных ответах Минобрнауки, они сами заявили, что "выселение не планировалось". Любые действия в этом направлении теперь будут выглядеть как месть и подтверждение моих слов о давлении», — резюмирует она.
В распоряжении редакции vtomske.ru находятся скриншоты переписок в чатах этажей, графики уборок, фрагменты локальных нормативных актов, а также официальные ответы Министерства науки и высшего образования РФ и органов прокуратуры, полученные Анной по итогам рассмотрения ее жалоб.


