«Все госслужащие страны поддерживают»: Госдума одобрила отмену обязательных деклараций о доходах

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который снимает с госслужащих обязанность ежегодно подавать декларации о доходах и имуществе. Один из авторов поправок Василий Пискарев назвал публикацию деклараций «архаичной системой», от которой пора отказаться.
Ранее сообщалось, что в Госдуме предложили отказаться от ежегодного декларирования доходов чиновниками и перейти к системе непрерывного цифрового контроля с помощью системы «Посейдон».
16 декабря изменения приняли в первом чтении. Первый законопроект вносит изменения в ряд законов, регулирующих деятельность госслужащих, депутатов и сенаторов, второй — в федеральный конституционный закон «О правительстве». Согласно поправкам, отчитываться о доходах и имуществе должностные лица, госслужащие и парламентарии должны будут только при поступлении на службу, переводе из одного ведомства в другое либо если им потребуется объяснить крупные приобретения, превышающие доходы семьи за последние три года.
Когда подача справок о доходах только появилась, их задачей было «дисциплинировать чиновников в обеспечении контроля за их финансовым состоянием», заявил выступавший с докладом глава комитета по безопасности, автор законопроекта Василий Пискарев («Единая Россия»). По его словам, «данная задача успешно выполнена».
Депутат заявил, что ежегодная подача деклараций чиновниками и их публикация для общественности — это «архаичная система». Современные возможности позволяют оперативно получать информацию о финансовом положении чиновника и оперативно реагировать, уверен он.
«Мы не отменяем декларации, не уводим чиновников в тень, а, наоборот, совершенствуем порядок подачи сведений о доходах, расходах, имуществе», — сказал Пискарев.
Он добавил, что значительное число лиц, обязанных подавать декларации, — это военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов.
«Вопросы безопасности и защиты персональных данных как указанной категории граждан, так и в целом от использования их в противоправных, противозаконных целях являются на сегодня весьма и весьма актуальными»,— резюмировал глава комитета.
Какая опасность грозит остальным чиновникам — мэрам, губернаторам, их заместителям, — Пискарев не уточнил.
Инициативу поприветствовал депутат Евгений Марченко. По его словам, «все госслужащие страны поддерживают этот законопроект, это значительная часть общества».
«Подача деклараций была в свое время навязана нам Западом в связи со вступлением в ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией — прим.ред.) в 2007 году. <...> 22 февраля 2023 года мы вышли из ГРЕКО, и наконец пришло время нам полностью закрыть эту тему, связанную с подачей декларации о доходах», — сказал Марченко.
Пискарев согласился, заявив, что пора избавиться от этих «лжестандартов».
Депутат от «Справедливой России» Андрей Кузнецов спросил, кто проверит государственную информационную систему «Посейдон», чтобы она не относилась к чиновникам избирательно.
Единоросс Дмитрий Вяткин заверил, что все государственные информационные системы действуют «в строгом порядке», за каждой программой «стоит соответствующий уполномоченный» — должностное лицо или лица, а допуск в систему «Посейдон» строго ограничен. Пискарев в свою очередь пояснил, что система не видит должности чиновников: сведения обрабатываются «бездушной машиной».
Депутат-справедливоросс Михаил Делягин заявил, что его фракция не поддержит законопроект, так как он «в корне противоречит одному из базовых принципов нашего общества — подотчетности и открытости депутатов и чиновников народу».
Делягин считает, что демонстрация доходов и расходов — проявление уважения к избирателю. «Когда мы отказываемся от этого — по любым, сколь угодно уважительным причинам, — мы демонстрируем к людям неуважение и провоцируем на себя ответную реакцию», — добавил он.
В итоге за поправки к законам, регулирующим деятельность сотрудников различных ведомств, проголосовали 318 депутатов. 24 человека высказались против, 55 воздержались. За изменения в закон «О правительстве» проголосовали 368 депутатов. Против были 25 парламентариев, воздержался один человек.


