Груз без прибыли: тысячи перевозчиков в России покидают рынок из-за роста расходов

В России стремительно сокращается число компаний, занимающихся грузоперевозками: почти семь тысяч юрлиц уже находятся в стадии ликвидации или банкротства. Это крупнейший кризис в отрасли за последние 17 лет, сообщили «Известиям» представители транспортных ассоциаций и компаний.
Основные причины — рост себестоимости перевозок, удорожание топлива, обслуживание техники и падение тарифов почти на треть. В результате рентабельность грузоперевозок снизилась до минимума, а компании массово возвращают лизинговую технику.
По данным Rusprofile, в России зарегистрировано более 458 тысяч юридических лиц, работающих в сфере грузового транспорта, из них 6,7 тысячи сейчас проходят процедуру банкротства или ликвидации. Средние тарифы на перевозки в мае 2025 года составляли 66 рублей за километр при расходах около 82 рублей. При этом себестоимость выросла на 15%, а цена дизтоплива — на 15-20%.
«Такой ситуации не было последние 17 лет. Объемы изымаемой техники бьют рекорды и с июня 2025 года ежемесячно увеличиваются на 20%», — отметил основатель компании «Лидер Транс» Михаил Устюжанин.
Дополнительное давление на перевозчиков оказывает рост утильсбора. С декабря изменится сама механика его расчета: в формулу впервые включат мощность двигателя, что приведет к росту ставок почти по всем категориям транспорта. Для магистральных тягачей и грузовиков это означает заметное подорожание — особенно моделей с большим объемом и мощностью двигателя. А с 1 января 2026 года сбор будет дополнительно проиндексирован еще на 10% — до почти трех миллионов рублей за один тягач. В итоге обновление автопарков станет еще менее доступным, прежде всего для малого и среднего бизнеса, который и без того работает на грани рентабельности.
Кроме того, с будущего года перевозчики утратят право работать по патентной системе налогообложения. В 2026 году обязательной станет электронная транспортная накладная, а также реестр экспедиторов. Эти меры, по словам властей, должны сделать рынок прозрачнее, но одновременно повысят финансовую нагрузку на компании.
По прогнозам экспертов, в 2026 году рынок может покинуть еще не менее 7% перевозчиков. В Минтрансе признали, что отрасль находится под давлением из-за роста эксплуатационных расходов и повышения ключевой ставки. Ведомство ведет постоянный мониторинг ситуации и напоминает, что перевозчики могут воспользоваться отсрочкой по налоговым платежам и программами господдержки.
Для обновления автопарков государство ежегодно выделяет по 27 миллиардов рублей в рамках программы «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности». Также обсуждаются меры по снижению лизинговых платежей и стимулированию закупки отечественной техники.
Эксперты считают, что отрасль проходит через болезненный, но необходимый этап перестройки.
«Повышение прозрачности, внедрение электронной транспортной накладной и переход на новые налоговые режимы станут не только вызовом, но и стимулом к повышению эффективности. Компании, которые сумеют адаптироваться к изменившимся условиям, получат более устойчивую модель бизнеса и смогут укрепить свои позиции», — говорит вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель.
Впрочем, для стабилизации ситуации, по словам участников рынка, необходимо срочно рассмотреть меры по смягчению утильсбора и поддержке компаний при переходе на электронный документооборот. Без этого логистическая нагрузка и цены на перевозки могут вырасти уже к весне 2026 года.


