Госдума поддержала обязательную трехлетнюю отработку для выпускников медвузов

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обязывает выпускников медицинских и фармацевтических вузов отработать три года под руководством наставника в организациях, оказывающих бесплатную медицинскую помощь.
Напомним, ранее обсуждалась модель, согласно которой выпускники медицинских вузов и колледжей, обучавшиеся за счет бюджета, обязаны были бы отработать три года в госсистеме здравоохранения. В августе Минздрав также предложил все бюджетные места по программам высшего медицинского и фармацевтического образования в России сделать целевыми.
Согласно пояснительной записке, инициатива направлена на решение проблемы кадрового дефицита в здравоохранении: в России не хватает около 29 тысяч врачей и 63 тысяч средних медицинских работников.
Отрабатывать в рамках новой системы должны будут все выпускники, прошедшие первичную аккредитацию специалиста. Исключение составят те, кто учился по целевому договору — они обязаны будут трудоустроиться в медицинскую организацию, указанную в договоре.
После трех лет наставничества специалисты смогут пройти периодическую аккредитацию, необходимую для продолжения работы по профессии. Законопроект также предусматривает, что студенты-бюджетники с первого курса будут обязаны заключить договор о целевом обучении. В случае нарушения его условий выпускнику придется возместить стоимость обучения и выплатить штраф в двукратном размере компенсации.
В случае принятия законопроекта во втором и третьем чтениях, он вступит в силу с 1 марта 2026 года.
По словам замглавы Минздрава Татьяны Семёновой, около 35% выпускников медвузов и не менее 40% выпускников колледжей не идут работать в государственные медучреждения.
«Этому могут быть разные причины, но, наверное, сегодня недостаточно до конца на рабочих местах анализируют, почему выпускники отказываются от предложенного места трудоустройства», — отметила замминистра (цитата по «Интерфаксу»).
Министр просвещения России Сергей Кравцов, комментируя инициативу о введении обязательной отработки для медиков, заявил, что подобный подход можно рассмотреть и в отношении педагогических вузов. При этом, по его мнению, эффективнее развивать систему целевого набора под конкретные школы.