«Пользователь платит»: в России предложили сделать все дороги платными к 2030г

Представители Росавтодора заявили, что к концу десятилетия страна может перейти к покилометровой оплате проезда. Мера объясняется ростом расходов на содержание трасс и падением поступлений от топливных акцизов.
Все автомобильные дороги в России могут стать платными уже к 2030 году — такую перспективу обсудили на форуме Kazan Digital Week в «Казань Экспо». Как сообщает издание «БИЗНЕС Online», речь идет о переходе к системе покилометровой оплаты с принципом «пользователь платит», которая позволит наполнить дорожные фонды в условиях сокращения поступлений от традиционных источников.
«Это пока только в рамках обсуждения, но тем не менее. <...> С бюджетом есть ограничения, растет стоимость строительных ресурсов, содержания. Когда принимались законы о дорожных фондах, не учитывались современные тенденции, в том числе электроавтомобили», — отметил замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального дорожного агентства «Росавтодор» Денис Кирюхин.
Сейчас дорожные фонды наполняются за счет топливных акцизов, транспортного налога и системы «Платон», по которой грузовики платят 3,34 рубля за километр пробега. Однако из-за роста числа экономичных автомобилей и электрокаров этот источник финансирования стремительно сокращается.
Согласно планам, изложенным на форуме, переход к повсеместной оплате планируется поэтапно:
-
2025 год — создание инфраструктуры для борьбы с обходом системы «Платон» и развитие весогабаритного контроля;
-
2027 год — расширение системы на федеральные трассы, внедрение комбинированных бортовых устройств, объединяющих функции тахографа, контроля пробега и оплаты;
-
2030 год — запуск единой бесшовной системы контроля и оплаты на всей территории страны, единое устройство для всех автомобилей и общая база данных транспортного комплекса.
«К 2030 году можем перейти к некоей социальной справедливости с принципом "пользователь платит", который зафиксирован в транспортной стратегии. Будет бесшовная система, по всей стране мы в силах внедрить "свободный поток" (система взимания платы без шлагбаумов — прим. ред.) и не городить огород различных систем, контрольной инфраструктуры, обмениваться данными с ГК "Автодор", регионами», — сказал Кирюхин, уточнив, что пока это в рамках обсуждения, а Росавтодор в перспективе может стать концедентом платных дорог.