Сбер рассказал, как мошенники убеждают россиян атаковать банки
Вид телефонного мошенничества, в котором люди нападают на офисы банков, появился в начале прошлого года, рассказали в Сбере. Незадолго до Нового года число подобных случаев в России выросло на 30%
По данным МВД России, в течение последних дней фиксируется «самая массовая волна воздействий мошенников», принуждающих жертв «к совершению дестабилизующих действий». В торговых центрах, банках, отделениях «Почты России», на улицах Москве и Санкт-Петербурга граждане бросали петарды, бутылки с зажигательной смесью, а также обливали бензином и пытались поджечь полицейские автомобили. Так, в Петербурге против 68-летней женщины возбудили уголовное дело о теракте из-за подрыва банкомата.
В Сбере отмечают, что случаи нападений с поджогами произошли под воздействием телефонных мошенников.
«Люди теряют свои деньги, а потом, пытаясь их вернуть, совершают нападения на социальные и административные здания, в том числе на офисы банков. <...> Телефонные мошенники связываются со своими жертвами, у которых они уже украли деньги, и обещают вернуть средства, если граждане выполнят определенные противоправные действия, например, совершат нападение на офис банка. Либо объясняют, что такими действиями люди якобы окажут содействие в поимке мошенников. Также поступают предложения устроить поджог за вознаграждение», — говорится в сообщении.
Как правило, злоумышленники просят снимать на видео процесс нападения. Естественно, деньги никто не возвращает. За подобные действия нападающим россиянам грозит административная и уголовная ответственность. В частности, некоторые действия могут быть квалифицированы по статье 205 УК РФ («террористический акт»), по которой предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы.
По данным Сбера, особенно часто мошенники вовлекают в такую деятельность молодежь и пенсионеров.
Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов отмечает, что мошенники «фактически зомбируют людей».
«Я призываю всех быть максимально бдительными и не вступать в разговоры с телефонными мошенниками. Не предоставляйте никому свои персональные данные, проверяйте информацию и — что очень важно — будьте внимательны к поведению близких людей, которые могут попасть под влияние преступников. Обязательно обращайтесь в отделы полиции, звоните на горячие линии поддержки кредитных организаций, сообщайте родственникам о происходящем. Не стесняйтесь просить о помощи», — сказал Кузнецов.