13 декабря, пятница
-5°$ 103,95
Прочтений: 2530

Российские авиакомпании боятся банкротства из-за долгов за лизинг

Российские авиакомпании боятся банкротства из-за долгов за лизинг
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Проблемы с лизинговыми самолетами могут затронуть три десятка мелких и средних авиакомпаний, которые обеспечивают более четверти пассажирских перевозок внутри России, выяснили «Известия». Из-за санкций многие из них прекратили выплаты по лизингу. Государство планирует списать долги, но в 2025 году на них будет наложен налог на прибыль 25%, что создаст финансовую нагрузку для перевозчиков.

Несмотря на регистрацию самолетов в российском реестре и продолжение их эксплуатации, действуют договоры аренды с зарубежными арендодателями. После введения санкций в отношении РФ, президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому арендные платежи за границу должны производиться в рублях. Однако такой способ не устроил арендодателей, они не приняли платежи в связи с несоответствием условиям договоров. Поэтому авиакомпании отказались от переводов на такие счета, так как расходы перевозчиков не привели бы к реальному погашению задолженности.

В результате высвободившиеся средства авиакомпании направили на поддержание летной годности своих воздушных судов, что также увеличивает их долговую нагрузку. После введения санкций официальное техобслуживание оказалось недоступно, что повлекло резкий рост цен на запчасти и работы.

Подавляющее большинство российских перевозчиков накапливают существенные лизинговые долги на своих счетах, и налог в 25% на них при списании может затронуть несколько десятков отечественных перевозчиков. Эти авиакомпании занимают 26% внутреннего рынка авиаперевозок, следует из данных «Аэрофлота».

Выплатить налог в 2025 году будет сложно, что может привести к банкротству ряда перевозчиков, отзыву сертификатов эксплуатанта и перераспределению парка самолетов в пользу крупных игроков, опасаются участники рынка, отмечает редакция.

По данным Росавиации, в стране действуют более 30 авиакомпаний, и только «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines смогли выкупить свои лизинговые самолеты за счет средств Фонда национального благосостояния.

По словам управляющего партнера Tax&Legal management Василия Ваюкина, списание лизинговых долгов будет возможно, так как в 2025 году истекает срок исковой давности по ним, составляющий в России три года. Это предусматривает статья 250 НК РФ, добавляет руководитель проектов адвокатского бюро S&K Борис Романов.

После истечения этого срока иностранные лизингодатели не смогут формально взыскать долги с российских клиентов. Более того, попытки иностранных партнеров воспользоваться правом на взыскание долгов могут рассматриваться как нарушение санкционного режима, уточняет Романов.

Тем не менее, участники рынка выражают недовольство по поводу того, что списанная кредиторская задолженность будет считаться «внереализационным доходом» и облагаться налогом на прибыль по ставке 25% в 2025 году. «По общим правилам НК РФ списанная кредиторская задолженность отражается как доход и подлежит налогообложению», — отмечает пресс-служба Минфина.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) уже начала прорабатывать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс для защиты интересов перевозчиков, чтобы исключить критические налоговые последствия для авиакомпаний. Эти средства предлагается использовать для поддержания летной годности парков, отмечают «Известия».

«Авиакомпании могут выступать против применения 25% налога на списанные долги, ссылаясь на ограничения, введенные правительством РФ по возврату самолетов лизинговым компаниям. Правительство уже снимало схожий налоговый риск по долгам, прощенным иностранными кредиторами до 31 января 2023 года, освободив такой доход от налога на прибыль», — полагает глава налоговой практики LEVEL Legal Services Карэн Айвазян.

Однако для изменения налогового законодательства может потребоваться политическое решение.

Смотрите также

Комментарии