18 октября, пятница
+6°$ 97,15
Прочтений: 9239

«Великая комета» над Томском: ловим на горизонте Цзыцзиньшань-ATLAS

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Открытая в 2023 году комета Цзыцзиньшань-ATLAS в октябре оказалась на минимальном расстоянии от Земли. Это позволило жителям Северного полушария увидеть небесное тело через объектив камеры. Фотокорреспондент vtomske.ru Дмитрий Кандинский запечатлел комету, пролетающую над мостом в Томске.

Что за Цзыцзиньшань-ATLAS?

Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) была открыта на китайской обсерватории Цзыцзиньшань 9 января 2023 года. 22 февраля того же года ее обнаружила система ATLAS (телескоп в ЮАР). Поэтому небесное тело получило двойное название.

По словам научного сотрудника Института прикладной математики РАН Леонида Еленина, Цзыцзиньшань-ATLAS движется по разомкнутой гиперболической орбите. Это ее первое и последнее сближение с Солнцем.

В чем ее особенность?

Цзыцзиньшань-ATLAS назвали великой и самой яркой кометой за последние 13 лет, видимой невооруженным глазом.

Последней кометой, которую в Северном полушарии Земли можно было наблюдать без телескопов, была NEOWISE летом 2020 года. Кометы становятся видимыми невооруженным глазом при звездной величине около 4. Чем ниже это значение, тем ярче выглядит небесное тело. Как отмечает портал Star Walk, самые яркие объекты имеют отрицательную звездную величину.

По словам российского астронома Леонида Еленина, максимальное значение блеска нынешней хвостатой странницы составило −3 звездной величины.

Наблюдать Цзыцзиньшань-ATLAS без оптики можно было с 11 октября.

Кроме того, у кометы виден красивый длинный хвост. После того как Цзыцзиньшань-ATLAS пролетела мимо Солнца на расстоянии орбиты Меркурия, ее кома, состоящая из пыли и льда, сильно нагрелась. Когда частицы льда испаряются, они улетучиваются в космос, унося с собой большое количество частиц пыли, которые вытягиваются в длинный яркий хвост, отмечают в Star Walk.

Последний шанс увидеть

Период наилучших условий видимости кометы в Северном полушарии начался 12 октября — в эту дату комета была максимально близко к Земле, что позволяло увидеть ее невооруженным глазом. Хотя для этого все равно должны быть определенные условия: безоблачная погода и минимальная засветка (лучше смотреть комету за городом).

В Томске «поймать» комету удалось только 17 октября — до этого в городе была пасмурная погода.

Смотреть нужно на запад, сразу после захода Солнца. Комета будет заходить следом за ним. Направление можно отследить по приложению Star Walk 2. Но, начиная с 14 октября, небесная гостья поднимается все выше и сейчас быстро теряет свою яркость. Увидеть ее в городской черте получится разве что с помощью фотоаппарата.

Однако шансы будут выше, если выехать за город. Небо на западном горизонте при этом должно быть чистым от облаков.

Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS)

Напомним, Очень сильная магнитная буря накрыла Землю 10 октября, что вызвало полярное сияние в разных уголках планеты.

Полярное сияние озарило небо над Томском