Кто следующий? История с уходом Черноуса из-за премиальных выплат взволновала глав районов Томской области
История с уходом главы Томского района Вячеслава Черноуса вынудила других муниципальных управленцев высказаться о ситуации с зарплатами. Прокуратуре не понравилось, что Черноус самостоятельно выписывал себе премиальные выплаты, а не согласовывал каждую сумму через думу. Глава Зональненского сельского поселения (входит в Томский район) Евгения Коновалова считает, что такой прецедент — «огромный гвоздь, вбитый в бьющуюся в конвульсиях систему местного самоуправления нашей области». Она рассказала, как происходит формирование оплаты труда у муниципальных служащих.
Что случилось?
26 сентября Вячеслав Черноус сообщил, что он покидает должность главы Томского района. На этом посту он проработал меньше года, с ноября 2023-го. Черноус просил не искать в его решении «скрытых мотивов или каких-то интриг». Вместе с этим в сети распространился документ с представлением прокуратуры к думе Томского района. В письме говорится, что Вячеслав Черноус издавал приказы о личном премировании, суммы устанавливал самостоятельно.
Всего, по данным прокуратуры, было семь таких распоряжений. Суммы варьировались от 129 300 рублей до 207 117 рублей в месяц. В ведомстве заявили, что премия главе района может быть выплачена только при наличии соответствующего решения думы района в пределах фонда оплаты труда. Как поясняет прокуратура, дума в данном случае выступает работодателем, и без ее решения глава муниципалитета не может себя премировать. Прокуратура потребовала от думы Томского района устранить нарушение и привлечь виновных к ответственности.
«Гвоздь, вбитый в систему местного самоуправления»
На ситуацию отреагировала глава Зональненского сельского поселения Евгения Коновалова. По ее мнению, произошедшее — это «огромный гвоздь, вбитый в бьющуюся в конвульсиях систему местного самоуправления нашей области».
Она рассказала про зарплаты в районах Томской области. Почти все муниципалитеты являются дотационными, для них действует норматив формирования оплаты труда, говорит Коновалова.
«Например, годовой фонд оплаты труда одного муниципального служащего (к которым причисляется и глава муниципалитета) для Томского района составляет — 484,9 тысячи рублей в год, а для нашего поселения — 337,2 тысячи рублей в год + районный коэффициент. Это конечная сумма, которую нельзя превысить, она уже с учетом оклада, стажа, всех надбавок и премий», — пояснила глава поселения.
По ее словам, при утверждении бюджета количество списочных муниципальных служащих умножают на норматив формирования оплаты труда, и получается фонд оплаты труда на всех работников. Из него вычленяют фонд оплаты труда главы и после этого зарплаты сотрудников еще уменьшаются. Средняя зарплата специалистов и руководителей отделов — 30 тысяч рублей, утверждает Евгения Коновалова.
«Фонд оплаты труда для главы утверждают депутаты местной думы, и он отдельной строкой идет в бюджете, только на главу. Черноус тоже получал зарплату и все премии из фонда, утвержденного ранее думой на год. Ранее никому не объясняли из глав, что он не может сам себе подписывать зарплатные листы с учетом премии. По умолчанию все наивно полагали, что депутаты определили фонд оплаты труда на год, его делили на 12 и ежемесячно платили, да, как руководители юрлица сами себе... заработную плату. Никто назначенным главам не рассказал, что они не имеют права делать это без решения думы. Любая оценка работы главы, а значит премиальная составляющая, считает прокуратура, должна ежемесячно проводиться через депутатов....», — говорится в сообщении главы поселения.
Коновалова задается вопросом, согласился бы Вячеслав Черноус на должность главы Томского района, если бы ему сразу сказали, что за нее он сможет «регулярно и гарантированно получать только 18-30 тысяч рублей». По ее мнению — нет.
«Важно озвучить все правила и все условия игры заранее, важно обязательно обучать и сопровождать. И крик в голос всех глав и сотрудников — пересмотрите норматив формирования оплаты труда и систему оплаты труда. У нас самые низкие зарплаты у руководителей муниципалитетов среди соседних регионов, они даже ниже рыночных в нашей области. Найти специалистов нереально. Мы берем и обучаем студентов, они получают навыки и уходят на высокооплачиваемую работу», — сетует Коновалова.
Она добавила: «Все действующие главы замерли в ожидании — писать самим заявление или кто следующий, как жить на такие зарплаты?».
«Будет ли в Стрежевом такая же проверка, как в Томском районе?»
Рассказал о своей ситуации и мэр Стрежевого Валерий Дениченко.
«В подобной ситуации может оказаться глава любого района, так как в структуре зарплаты каждого главы есть премия. Но нет вышестоящего начальника, который бы оценивал результаты деятельности и определял — платить премию или не платить. <...> Как быть, если у тебя в районе нет выше начальника? И если все выплаты произведены в пределах суммы, запланированной в бюджете думой именно на эти цели — на зарплату главы района?», — написал Дениченко в своем телеграм-канале.
Он заявил, что каких-то отдельных приказов о премировании себя не подписывал.
«Моя зарплата — это постоянная величина, которая зависит только от числа отработанных в конкретном месяце дней, командировок и отпусков. На больничном ни разу за период работы мэром не был. Средства на заработную плату мэра предусмотрены в бюджете отдельной строчкой: «функционирование высшего должностного лица» — 4 338 600 рублей. Эта сумма с налогами, на руки в месяц выходит 230 тысяч. Один раз в год материальная помощь в размере двух окладов», — рассказал мэр.
По его словам, он спросил местную прокуратуру, будет ли в Стрежевом такая же проверка, как в Томском районе, но однозначного ответа не получил.
«В представлении прокуратуры меня больше всего насторожил вывод проверяющих о том, что в бюджете Томского района завышена сумма на заработную плату главы района. Если с премиями у меня все в порядке (по крайней мере, я пока так считаю), то вот в этой части могут быть самые непредсказуемые решения. Продолжу ли я работать мэром, если прокуратура посчитает, что у меня завышенная заработная плата и потребует ее понизить и/или вернуть часть ранее полученных денег? Перед выборами мы изначально договаривались с депутатами сколько мне будут платить в случае избрания мэром. На мой взгляд, я эти деньги отрабатываю. Но доказывать это в суде, если возникнет такая необходимость, точно не стану», — резюмировал Дениченко.
«Кризис исполнительной власти»
Высказался и депутат думы Томского района Денис Гесполь. По его словам, из-за несовершенства федерального законодательства судебная практика последних лет в части премирования глав складывается следующим образом: представительный орган, которому подотчетен глава, должен своим решением назначать премию.
«Есть уже уголовные дела и гражданские, по которым с глав взыскивают полученные ими премии. Основанием служит в первую очередь нарушение антикоррупционного законодательства, глава обязан уведомить антикоррупционную комиссию представительного органа о наличии или возможности возникновения конфликта, когда ему стало об этом известно. В связи с чем советую всем главам подать соответствующее уведомление», — написал депутат.
Он добавил, что на территории Томского района возник «кризис исполнительной власти, у которого будут долгоиграющие последствия».