Получить кредит сложнее, а гасить — проще: главные банковские изменения с июля 2024г
Закредитованным людям станет сложнее занять новый займ, очередность погашения платежей по кредитам изменится, а банки обяжут отвечать физлицам. Перечень главных изменений в сфере финансов с июля 2024 года опубликовал сайт «Финансовая культура» (ресурс, созданный Центробанком).
Взять займ станет сложнее
С начала июля изменятся макропруденциальные лимиты по кредитам и займам. Макропруденциальный лимит — это инструмент Центробанка, который применяют для ограничения кредитования заемщиков, на которых высокая долговая нагрузка. То есть регулятор указывает банкам, какую максимальную долю кредитов можно выдавать рискованным заемщикам (тем, кто тратит больше 50% своего дохода на погашение долгов).
Другими словами, долговую нагрузку будут оценивать серьезнее. Эта мера направлена на то, чтобы снизить вероятность невозврата денег для кредитных организаций, а для людей — «оказаться в долговой яме».
Прежде чем обратиться за новым кредитом, заемщику следует самому рассчитать свой показатель долговой нагрузки. Если он больше 50%, то в большой вероятностью кредит не будет одобрен, отмечают авторы ресурса.
«Гасить» кредиты станет проще
С 1 июля заработает закон об изменении очередности погашения платежей по потребительскому кредиту при недостаточности средств у заемщика. Когда заемщик начнет платить по кредиту, то в первую очередь его деньги пойдут на погашение пропущенных взносов, затем — на плановый платеж, только потом — на пени и штрафы.
Сейчас действует другая схема: клиенты банков сначала должны погасить штрафы и пени, потом проценты за период платежей, а только потом сумму основного долга.
Новый порядок распространяется только на договоры, заключенные с 1 июля 2024 года.
Переводы на подозрительные счета будут блокировать
С 25 июля в силу вступит закон, согласно которому банки будут проверять реквизиты получателей каждого перевода — не находятся ли они в базе подозрительных счетов. В эту базу включают счета и карты, которые уже «засветились» в преступных схемах.
Клиента, который пытается отправить деньги на такой счет, банк предупредит об опасности и заблокирует перевод на два дня. За это время гражданин может отменить сомнительную операцию. Но если он этого не сделает, то деньги уйдут по назначению и банк не будет компенсировать потери.
Но если сам банк не проведет проверку и сразу отправит перевод на мошеннический счет, то он должен будет возместить своему клиенту всю сумму.
Банки обяжут отвечать на жалобы
Финансовые организации должны будут с 1 июля отвечать на обращения клиентов в течение 15 рабочих дней. Под понятие «финансовая организация» попадают кредитные, страховые, микрофинансовые, клиринговые, негосударственные пенсионные фонды и бюро кредитных историй.
Срок ответа может быть продлен на еще десять рабочих дней, если потребуется дополнительная информация для принятия решения.
Если организация не ответит вовремя, то ЦБ сможет применить к ней «меры надзорного реагирования» и рассмотрит это обращение самостоятельно.
Если заявитель останется недоволен тем, как организация отреагировала на его проблему, он может направить в Банк России повторное обращение.
Отметим, что на сегодняшний день законом не предусмотрено, что финансовые организации обязаны отвечать на жалобы физлиц. После вступления новых норм в силу у них появится такая обязанность.