Томск вновь заговорил о замене песка на химические реагенты при обработке улиц
Администрация Томска рассуждает о переходе с песко-соляной смеси на химические реагенты при обработке проезжей части в зимний период, сообщил заммэра по благоустройству Николай Глебович.
В Томске обработка улиц в зимний период идет с использованием песко-соляной смеси. Ежегодно «ТомскСАХ», отвечающий за уборку города, высыпает на улицы порядка 20 тысяч тонн песко-соляной смеси, при сильном гололеде — больше. На остановочных карманах применяются реагенты.
20 июня на заседании комитета горхозяйства в думе Томска заммэра Николай Глебович сообщил, что в мэрии обсуждается вариант перехода на реагенты при обработке улиц.
«Мэр города проводил встречу с одним из заводов — производителей реагентов. Будет просчитан вариант, чтобы предложить при рассмотрении бюджета на 2025 год хотя бы уйти на обработку не песко-соляной смесью, а реагентом. Мы сейчас будем с производителем происчитывать три варианта: сто процентов; сохранение текущего, когда мы обрабатываем реагентом только остановочные карманы; и мы считаем промежуточный вариант, чтобы был какой-то шаг, — основные магистрали — Комсомольский, Ленина, Иркутский, Пушкина... По цифрам, сразу скажу, что обработка реагентом примерно в три с половиной раза дороже по затратам, чем обработка песко-соляной смесью», — рассказал Глебович.
В Томске большое количество песка на дорогах около бордюров, да и просто на тротуарах именно из-за песко-соляной смеси, которой зимой посыпают дороги и тротуары. В администрации ранее рассказывали, что городские службы благоустройства в качестве противогололедного средства используют просеянный песок и гравий мелкой фракции, которые образуют «значительно меньше пыли на улично-дорожной сети», чем, например, речной песок, который использовался ранее.
Вместе с тем урбанисты говорят, что есть примеры, когда тротуары зимой посыпают гранитной крошкой; весной ее можно собрать, помыть и использовать повторно, кроме того, она не летает пылью в воздухе.
Николай Глебович на комитете отметил, что ряд городов и стран используют отсыпку гранитной крошкой, однако это существенно дороже и оставляет вопросы.
«Речь в предыдущие годы шла о гранитной крошке, которая сыпется в Финляндии, Германии, и это еще дороже, чем реагентом. Плюс вопрос в технологии ее сбора и использования», — отметил заммэра.
При обсуждении от депутатов прозвучали как мнения, что использование реагента минимизирует песок на улицах и летом будет чище, так и опасения, что это может навредить экологии и транспорту.
Глебович же сказал, что влияния на автомобили состав не оказывает.
«Ничего они не уничтожат, аналогичный абсолютно реагент у нас применяется сегодня на остановочных карманах. Реагент ничего не уничтожает и совершенно нормально работает при качественном и своевременном нанесении, важно еще вовремя успеть обработать — он работает при определенной температуре до выпадения осадков», — добавил он.
Применение реагентов в Томске уже обсуждалось. В 2020 году «ТомскСАХ» экспериментировал с новыми реагентами для борьбы с гололедом. Отмечалось, что предприятие планирует провести двухфазную обработку с применением рассола и реагента. Еще часть улиц организация хотела обработать только рассолом. Предприятие рассматривало варианты перехода на сплошную обработку химическим реагентом проезжей части. Однако томичи спустя пару недель сообщили, что «не довольны этими экспериментами» — на дорогах была постоянная грязь, слякоть. В «ТомскСАХе» тогда сказали, что реагент оказался нерабочим в местных условиях, от его использования отказались и продолжили применять песко-соляную смесь, в которой снизили концентрацию соли, чтобы минимизировать грязь.
Что касается вреда реагентов, эксперты отмечают, что соединения могут разъедать кожу на лапах животных, в том числе собак, с которыми люди гуляют на улицах. Также если животное оближет лапы, на которых остались следы состава, это может привести еще и к отравлениям. Специалисты рекомендуют владельцам животных, которые гуляют по улице, в зимнее время во избежание вреда надевать питомцам специальные ботинки. Также выходом является воск, который образует водоотталкивающую пленку.
Специалисты говорят, что ряд составов влияет и на обувь — она начинает постепенно терять эластичность и деформироваться, а нити швов — разъедаться.
Есть мнение, что противогололедные реагенты могут вызвать аллергическую реакцию у человека. Однако иммунологи отмечают, что для обострения заболеваний дыхательных путей человек должен целенаправленно вдыхать большое количество содержащихся смести вредных веществ, причем с близкого расстояния.