Правительство удвоит денежные компенсации нефтяникам из-за резкого роста цен на бензин
Правительство приняло решение восстановить с 1 октября топливный демпфер в прежнем объеме. Весной Минфин объявил о планах сократить демпфер, что спровоцировало рост цен на бензин и дизельное топливо.
«Принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке. Это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом, сдержать рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции», — говорится в сообщении кабмина от 6 октября.
Отметим, топливная проблема в России начала формироваться в середине лета. Стоимость горючего на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) начала бить рекорды, что со временем начало отражаться на АЗС в регионах. Среди причин роста цен назывались высокий спрос в сезон отпусков, разгар сельскохозяйственных работ, начало закупок топлива для отдаленных регионов, а также ремонты нефтеперерабатывающих заводов. Но в этом году на увеличение стоимости бензина повлияло также урезание топливного демпфера и повышение налоговой нагрузки на нефтяников.
Топливный кризис? Томичи заявляют о резком росте цен на бензин и дизель
Демпфер — это механизм сдерживания цен топлива на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть. Его суть заключается в том, что бюджет доплачивает нефтяникам, если экспортная цена на топливо превышает фиксированную цену внутреннего рынка. Демпферный механизм действует в России с 2019 года.
В конце июля президент Владимир Путин подписал закон о сокращении демпфера вдвое с сентября 2023 года до конца 2026 года. Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что из-за новой корректировки демпфера выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 миллиардов рублей в месяц.
По информации правительства, также будут скорректированы требования к нефтяникам по продаже дизеля и бензина пятого класса на биржевых торгах. Доля продажи бензина увеличена с 13 до 15%, дизеля — с 9,5 до 12,5%.
«Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, дает независимым АЗС возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования», — отмечают в кабмине.
21 сентября стало известно, что правительство ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. 4 октября вице-премьер Александр Новак заявил, что экспортный запрет позволил снизить оптовые цены на топливо. При этом 5 октября биржевые цены АИ-92 и АИ-95 продолжили рост.
6 октября кабмин сообщил о снятии ограничения на экспорт дизтоплива в порты по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50% произведенного топлива.
«Для предотвращения возможного серого экспорта после снятия действующих ограничений на вывоз топлива за пределы страны введена заградительная пошлина на нефтепродукты. Она составит 50 тыс. рублей за тонну для поставщиков нефтепродуктов, которые не производят их сами, а закупают на рынке для перепродажи», — резюмировали в правительстве.