22 ноября, пятница
-1°$ 100,68

«Это абсурд и цинизм»: экс-главврач ОКБ Лукашов не признает вину в злоупотреблении полномочиями

«Это абсурд и цинизм»: экс-главврач ОКБ Лукашов не признает вину в злоупотреблении полномочиями
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В Октябрьском райсуде началось рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего главного врача Томской областной клинической больницы Михаила Лукашова. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями при создании ковидного госпиталя на базе Дворца спорта. Следствие считает, что главврач действовал «из ложного понимания интересов службы в виде экономии бюджетных средств». Михаил Лукашов вину не признает и считает предъявленное обвинение абсурдным. Подробнее о судебном процессе — в материале vtomske.ru.

Напомним, в сентябре 2022 года стало известно, что Следственный комитет возбудил уголовные дела по факту незаконного производства и сбыта медицинских изделий (часть 1 статьи 238.1 УК РФ), а также по факту халатности главврача ОКБ Михаила Лукашова (часть 1.1 статьи 293 УК РФ). Позже он покинул эту должность; сейчас больницу возглавляет Николай Зенкин.

В июле СК сообщил, что материалы по Лукашову ушли в суд. К этому моменту уголовное дело переквалифицировали на более тяжкую статью: 285 УК РФ (часть 3) — злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Наказание по ней — лишение свободы до десяти лет, тогда как за халатность максимальное наказание — арест до шести месяцев.

В среду, 23 августа, прошло первое заседание по уголовному делу Лукашова. Прокурор Екатерина Подшивалова зачитала обвинение.

По словам гособвинителя, в ноябре 2020 года оперативный штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией поручил ОКБ организовать многопрофильный госпиталь для лечения больных COVID-19 на площадях Дворца спорта. В том числе штаб поручил предусмотреть подготовку инженерно-технических коммуникаций здания, кислородоснабжающего оборудования и магистралей.

Михаилу Лукашову как главному врачу было поручено заключить договор аренды и провести организационные мероприятия. Для этих целей департамент здравоохранения Томской области предоставил ОКБ субсидию в сумме более 50,48 миллиона рублей, включая деньги на покупку медицинского оборудования (среди которых — два концентратора кислорода).

Как утверждает гособвинитель, Лукашов «из ложного понимания интересов службы в виде экономии бюджетных средств» решил провести закупку двух кислородных концентраторов с помощью электронного аукциона, а не у единственного поставщика. По версии обвинения, провести конкурентную закупку в данном случае было невозможно из-за ограниченности рынка таких медицинских изделий, сильного различия в оборудовании и, как следствие, невозможности составить техническое задание. Лукашов, по словам прокурора, это знал.

Главный врач, по версии обвинения, хотел извлечь выгоду «неимущественного характера» — исполнить распоряжения оперштаба и облздрава по организации ковидария и избежать негативных последствий, если бы работа не была выполнена.

С победителем аукциона — ООО «Премиум Сервис» — по итогам были заключены контракты на 25,7 миллиона рублей на поставку, ввод в эксплуатацию двух стационарных концентраторов кислорода производства АО «Грасис».

Лукашов, как утверждает обвинение, знал, что концентраторы кислорода от компании «Грасис» стоят значительно дороже, чем предложил победитель аукциона, и что поставщик предоставил оборудование, не зарегистрированное в качестве медицинского изделия. ООО «Премиум Сервис» поставило оборудование не от компании «Грасис», а от ООО «Шпиценрайтер». Лукашов, как утверждает следствие, знал об этом, но все равно дал указание о приемке медизделий.

Обвинение считает, что из-за действий Михаила Лукашова за счет бюджетных средств приобретено незарегистрированное медицинское оборудование на сумму свыше 25,7 миллиона рублей.

Михаил Лукашов вину в предъявленном обвинении не признает. Он выразил свое отношение к обвинению, прокомментировав несколько его пунктов.

«Пункт обвинения о невозможности составления технического задания для проведения конкурентной закупки медицинского оборудования абсурден. Так, при закупках даже на порядок более сложного оборудования <...> техническое задание составляется в виде, приемлемом как минимум для двух-трех производителей. <...> На момент аукциона отделом медицинской техники ОКБ были подготовлены технические задания на два концентратора кислородных медицинских, получены три коммерческих предложения со сроками поставки изделий, которые соответствовали предполагаемой дате открытия резервного респираторного госпиталя», — прокомментировал Лукашов.

По его словам, следствие не представило ни одного документа, в котором главврачу было бы дано указание купить концентраторы у единственного поставщика. Никто из чиновников такого указания не давал, уточнил он.

Лукашов отметил, что закупки у единственного поставщика — это крайняя мера, когда нужно купить товар «в случае возникновения необходимости в оказании медпомощи в экстренной форме или неотложной». В данном же случае проходило плановое оснащение ковидария.

«Не было оснований для приобретения концентраторов кислорода у единственного поставщика, тем более на десять миллионов рублей дороже. <...> Надо было купить оборудование втридорога у нужного человека, чтобы потом за это попасть в тюрьму?» — задался вопросом подсудимый.

Абсурдным бывший главврач считает заявление обвинения, что экономия бюджетных средств — это «ложное понимание интересов службы».

«Это абсурд и цинизм. Нужно необдуманно растрачивать средства? Какие карьерные побуждения мною, по мнению следствия, двигали — желание выполнить решения штаба и департамента по развертыванию дополнительных медицинских коек для спасения человеческих жизней? А надо было что, не выполнять распоряжения и не развертывать койки? <...> Я глубоко оскорблен такими вымышленными формулировками обвинения», — добавил Лукашов.

Он также отметил, что на момент предъявления обвинения в окончательной редакции поставщик оборудования возместил ущерб в полном размере. Лукашов и его адвокаты попросили суд приобщить к делу постановление о прекращении уголовного дела в отношении руководителя ООО «Шпиценрайтер», которого обвиняли в незаконном производстве и сбыте медицинских изделий.

Из постановления о прекращении уголовного дела (есть в распоряжении редакции) следует, что деяние руководителя ООО «Шпиценрайтер» «утратило общественную опасность, так как денежные средства возвращены в бюджетную систему области, устранена угроза причинения вреда здоровью пациентов».

«Если вред и был — его возместил тот, кого пожалели, почему этот вред в зеркальном виде вменяют мне?» — задается вопросом Михаил Лукашов.

Далее в рамках судебного следствия должен пройти допрос свидетелей обвинения. Поскольку они не явились, судья Жанна Кочетова объявила перерыв.

Смотрите также

Комментарии