СМИ: россияне стали чаще оформлять покупки в рассрочку
Россияне в 2022 году стали чаще покупать товары в рассрочку: она показала десятикратный рост, выяснил «Коммерсантъ». Популярность продукта связана с тем, что он не является банковским, для оформления не требуется даже паспорт.
BNPL (Buy now, pay later, «покупай сейчас, плати потом») — сервис, дающий возможность разделить оплату покупки на равные части, при этом не оплачивая проценты, как в традиционном кредите.
В России BNPL-сервис предлагают такие крупные банки, как «Тинькофф» («Долями»), Сбербанк («Плати частями»), Альфа-Банк («Подели»), а также маркетплейсы «Яндекс», Ozon.
В «Тинькофф» рассказали, что общий объем покупок, совершенных с помощью сервиса «Долями» с момента запуска в апреле 2021 года, превысил десять миллиардов рублей. А за прошлый год ежемесячный объем покупок, оплаченных по частям, вырос более чем в десять раз.
Другие собеседники «Коммерсанта» отметили, что общий оборот BNPL в 2022 году в России оценивается до нескольких десятков миллиардов рублей. Они тоже видят сильный рост по сравнению с 2021 годом.
С учетом того что сервис выступает аналогом банковского кредитования, в ЦБ уже считают необходимым регулирование BNPL-продуктов. Там говорят о планах сблизить законодательство о потребкредитовании и законодательство, регулирующее услуги рассрочки. В частности, ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора, ограничить размер неустойки за просрочку, дать возможность покупателю запретить уступку прав требования.
Регулятор считает, что у покупателя должна быть возможность в течение «периода охлаждения» отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара, отмечает издание.