Все начинается с VR: как в Томске готовят будущих энергетиков
Новая VR-лаборатория помогает студентам Инженерной школы энергетики ТПУ знакомиться с настоящими производственными процессами, находясь в виртуальном пространстве. С помощью VR-тренажеров студенты могут настроить тепловой узел или провести диагностику электрооборудования. Эти цифровые двойники являются точной копией реальных производств.
Модернизированная учебная лаборатория начала работу в Томском политехе с этого учебного года. На ремонт помещения и создание многофункциональных комплексов было потрачено более трех миллионов рублей. Это средства федеральной программы «Приоритет 2030».
В учебной лаборатории появились новые компьютеры и VR-тренажеры для работы исключительно в виртуальном пространстве. Занимаются здесь студенты третьего и четвертого курсов, магистранты первого курса.
Одновременно на тренажерах индивидуально смогут работать девять обучающихся.
Цель такой лаборатории — чтобы студент еще во время своего обучения смог познакомиться с производственными площадками, где он после выпуска сможет работать.
«Чтобы зайти на предприятие и подойти к конкретным объектам, студентам нужно получить массу разрешений. Конечно, у нас эти процессы уже отлажены, но чтобы сократить этот путь и помочь ребятам ответить на вопрос «Где я буду завтра?», есть эта лаборатория», — отмечает замдиректора по развитию Инженерной школы энергетики ТПУ Александр Ивашутенко.
Цифровые двойники являются точной копией реальных производств. Их созданием занимались специалисты Томского политеха под руководством куратора от самого предприятия.
По словам старшего преподавателя отделения электроэнергетики и электротехники ТПУ Михаила Попова, на создание одного цифрового двойника с конкретным сценарием развития ситуации может потребоваться от полутора месяцев до полугода. Все зависит от сложности сценария.
В создании виртуального мира участвует специальная команда, куда, в частности, входят гейм-дизайнер и инженер-энергетик. Задача последнего — прописать возможные варианты развития ситуация в сценарии. То есть как поведет себя то или иное оборудование при нажатии конкретной кнопки или выполнении другого действия.
Перед созданием цифрового двойника команда политехников приходит на реальный объект, где вместе с оперативно-дежурным персоналом проводит подробную фото- видеосъемку, записывает аудио. Эти данные будут основой для создания виртуальной среды.
«Такое обучение намного интереснее», — отмечает Михаил Попов
По словам специалиста, VR-тренажеры позволяют усилить образовательные программы в части получения студентами навыков и компетенций, которые им будут необходимы на реальных предприятиях топливно-энергетического комплекса.
После получения теории студенты смогут сопоставить эти знания с производственными объектами. Цифровые двойники — это точная копия объектов на предприятиях.
Для предприятий такая лаборатория тоже представляет интерес. С помощью цифровых двойников сотрудники компаний могут проходить курсы повышения квалификации.
Сейчас для VR-лаборатории Инженерной школы энергетики подготовлено 15 образовательных программ — четыре сценария подготовки специалистов по направлению «Теплоэнергетика» и 11 сценариев по направлению «Электроэнергетика».
Это комплекс для отработки навыков оператора химводоподготовки, настройки теплового узла, оперативного переключения на подстанции, диагностики и испытания электрооборудования, монтажа и наладки силового оборудования.
По словам самих студентов, чтобы полноценно погрузиться в работу в виртуальном пространстве, хватает 15 минут.
Как отмечают в ТПУ, в будущем планируется предоставить возможность студентам-энергетикам защищать дипломные работы с использованием VR-технологий.