Мэрия: проработка каждого раздела дизайн-кода обойдется Томску в 300 тыс руб
Для продолжения работы над дизайн-кодом Томска каждый его раздел требует комплексной проработки, сообщили в администрации города. Обойдется разработка одного раздела примерно в 300 тысяч рублей, деньги на два раздела мэрия уже нашла, остальные будут прорабатываться в зависимости от наличия средств.
Как сообщил и.о. начальника гордепартамента архитектуры и градостроительства Сергей Чиков, администрация подготовила изменения в муниципальную программу территориального развития и совершенствования архитектурного облика города до 2025 года.
Изменения связаны с внесением в программу дополнительных задач, касающихся разработки разделов дизайн-кода города, концепции праздничного оформления Томска и проведения архитектурно-художественных конкурсов.
«На сегодняшний день муниципальная программа не предусматривает возможность заказа данных работ. Например, дизайн-код был выполнен исключительно силами администрации Томска, практика эта нетипичная, так как традиционно города заказывают дизайн-коды у специалистов, профессионалов. Они гораздо больше, чем то, что у нас на сегодняшний день выполнено», — рассказал Чиков.
Дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил, требований и рекомендаций по вопросам облика города, оформлению рекламных и информационных конструкций на фасадах зданий, сооружений в целях снижения визуального шума, сохранения исторического облика зданий. Требования к облику городской среды есть в том или ином виде в документах всех российских городов, однако часто они обрывочны и не едины. В точном дизайн-коде требования расписаны полноценно, с графической частью.
Работа над проектом дизайн-кода в Томске началась еще в 2020 году. В октябре 2021-го документ одобрила рабочая группа Градостроительного совета при губернаторе. Потом по проекту прошли общественные обсуждения, затем проект дизайн-кода начал дорабатываться с учетом мнения урбанистов, архитекторов, общественников и бизнеса. В июне текущего года разработанный дизайн-код утвердили. В мэрии говорили, что как только его примут муниципальным актом, у организаций будет пять лет на приведение вывесок в соответствие с требованиями.
По словам Сергея Чикова, для продолжения работы над дизайн-кодом необходимо прорабатывать каждый его раздел. Речь идет о проработке вариантов внешнего облика города, наземной рекламы, стационарных торговых объектов, архитектурной подсветки фасадов, малых архитектурных форм и иных элементов благоустройства, формировании единых художественных решений кварталов и дворов, озеленения и так далее.
«То есть, по сути, дизайн-код, который мы разрабатываем, должен преломляться в отношении каждой конкретной территории. Например, в рамках формирования дворовых пространств многоквартирных домов мы сможем предусмотреть основные узловые решения, в том числе по детским площадкам, входным группам, проездам и так далее, а жители уже смогут брать и внедрять это в свои проекты», — рассказал Чиков.
На разработку одного раздела, по предварительной оценке, требуется порядка 300 тысяч рублей.
«В рамках доведенных лимитов на сегодняшний день мы изыскали возможность земельно-кадастровых работ перераспределить на эти цели 600 тысяч рублей, средства пойдут на следующий год. В ТГАСУ предварительно запрашивали коммерческие предложения по стоимости разработки разделов дизайн-кода, один раздел стоит порядка 300 тысяч рублей. Таким образом, мы сможем разработать два раздела, необходимо будет только определиться, какие заказать на следующий год, какие для нас приоритетны. В целом потребности для разработки дизайн-кода составляют гораздо большую сумму. <...> Потихонечку будем разрабатывать в зависимости от количества средств», — пояснил и.о. начальника архитектурного департамента.
Он отметил, что изменения в программу затрагивают также вопрос проведения в Томске архитектурно-художественных конкурсов для формирования благоприятного внешнего облика города и разработку праздничной концепции оформления города.
«Это на сегодняшний день разрабатывается только департаментом архитектуры», — пояснил Чиков.
Проведение одного архитектурно-художественного конкурса потребует от города затрат порядка 500 тысяч рублей, разработка одной праздничной концепции — порядка 120 тысяч рублей.
Мэрия представила разработанный для Томска дизайн-код — здесь подробно о созданном дизайн-коде с графикой