Полностью защититься нельзя: в школах Томска оценили безопасность после стрельбы в Казани
Внеплановые проверки соблюдения мер безопасности проходят в настоящее время в образовательных учреждениях Томской области. Поводом стала трагедия в Казани, где местный житель пришел в гимназию и открыл стрельбу. Все школы Томска сегодня имеют сигнализацию и видеонаблюдение, почти везде есть заборы. Однако специалисты отмечают, что полностью уберечься от того, что произошло в Казани, невозможно. Подробнее — в материале vtomske.ru.
Напомним, утром 11 мая в Казани вооруженный 19-летний Ильназ Галявиев открыл стрельбу в гимназии № 175. Погибли девять человек — семь учеников и две сотрудницы школы. Более 20 человек получили травмы. Обвиняемый в убийстве Галявиев — бывший ученик гимназии. Сейчас он арестован. У казанца было разрешение на владение оружием, ружье Галявиев купил легально, отмечали ранее в Росгвардии.
Губернатор Сергей Жвачкин поручил провести внеплановые проверки соблюдения мер безопасности во всех образовательных организациях региона.
Один вход и один выход
В четверг и.о. мэра Томска Михаил Ратнер проверил системы безопасности в нескольких томских школах.
В средней общеобразовательной школе № 53 после капремонта в 2019 году были смонтированы турникеты на входе. Учреждение оборудовано тревожной кнопкой, сигнализацией, магнитными замками на эвакуационных выходах, камерами видеонаблюдения внутри и снаружи. По периметру установлен забор.
Охрану школы осуществляет частная организация, с Росгвардией заключен договор на выезд оперативников по тревоге.
Директор школы № 53 Антон Иванов отметил, что территория школы — не проходная, есть один вход и один выход. Вход в школу по пропускам. Родители могут попасть внутрь по документу, удостоверяющему личность.
«С технической точки зрения вопросов к безопасности нет. Но от такой случайности, наверное, не застрахован никто (речь о ЧП в Казани — прим. ред.). Специалисты нам говорят, что главное в этом вопросе — предупреждение. Профилактическую работу мы ведем. Часто к нам приходят сотрудники ФСБ проводить беседу с учащимися. Мы приглашаем сами, просим говорить с детьми, начиная с 14 лет, по поводу безопасности в сети и на тему экстремизма», — рассказал журналистам директор.
Антон Иванов считает, что родителям необходимо создавать для своего ребенка постоянную занятость: спортивные секции, музыкальная школа и так далее.
«У ребенка, особенно подростков 12-14 лет, не должно быть огромного количества свободного времени, чтобы не было времени заниматься чем попало», — резюмировал директор.
Вызов Росгвардии
В гимназии № 13 имеется автоматическая пожарная сигнализация, кнопка экстренного вызова (по сигналу тревоги приезжает Росгвардия), система видеонаблюдения. Контроль доступа в здание в течение дня осуществляет охранник от ЧОПа, а в ночное и нерабочее время — вахтер и сторож.
Ограждения у школы нет, но есть проект на установку, учреждение ждет финансирования. Директор гимназии Людмила Яблуновская называет произошедшее в Казани страшной трагедией.
«Чтобы она не произошла, первый важный вопрос — это воспитание детей, чтобы они были заняты, у них не было свободного времени, занимались любимым интересным делом. Мы постоянно участвуем в грантах, чтобы получить средства на создание мест для дополнительного образования», — считает Яблуновская.
Для проверки системы оповещения и оперативности реагирования сотрудников Росгвардии Михаил Ратнер предложил нажать тревожную кнопку. После нажатия оперативники прибыли на место менее чем через пять минут. Разговаривать с журналистами они не захотели, сказав только, что в случае экстренной ситуации будут действовать «по закону».
Охранник школы сказал журналистам, что по инструкции, если в школе появится посторонний человек, если он будет вести себя неадекватно или проявлять агрессию, необходимо нажать тревожную кнопку. Сам же он попытается поговорить с незнакомцем, задержать его.
Людмила Яблуновская говорит, что персонал гимназии постоянно проходит тренировки на случай возникновения экстренных ситуаций. По ее словам, учреждение проводит работу по профилактике школьной травли (буллинг), с детьми работает психолог, а также служба медиации — независимая сторона, которая помогает конфликтующим разрешить спор.
Ряд экспертов сходятся во мнении, что решившиеся напасть на школу люди в свои школьные годы сталкивались с травлей. Из-за этого специалисты считают, что в образовательных организациях необходимо уделять большое внимание профилактике буллинга.
По словам Михаила Ратнера, вопросы школьной безопасности должны постоянно подниматься и обсуждаться. Базовые стандарты безопасности сегодня прописаны в нормативных документах — это ограждения, видеонаблюдение, пропуски.
«Хотя нельзя не согласиться, что все эти меры не способны на 100 % нас оградить и предотвратить такие страшные случаи. Будем советоваться с педсоветом на тему профилактик, обсудим вопрос с антитеррористической комиссией. Сегодня в школах проводятся тренировки на случай пожаров, но думаю, что нужно подумать и над тренировками на предмет таких случаев (как в Казани — прим. ред.). К такому быть готовым невозможно, но каждый, кто оказывается в таких условиях, должен понимать — как он может и должен действовать», — сказал и.о. мэра журналистам.