22 ноября, пятница
-2°$ 100,68
Прочтений: 11464

Развязка vs перекресток: томичи предложили свой вариант реконструкции Транспортной площади

Визуализация регулируемого перекрестка на месте кольца Транспортной площади
Визуализация регулируемого перекрестка на месте кольца Транспортной площади
Фото: «Умный транспорт Томска»

Сообщество «Умный транспорт Томска» предложило альтернативный вариант изменения Транспортной площади — сделать регулируемый перекресток с приоритетом общественного транспорта. Проектировщики ранее предлагали построить двухуровневую развязку полуклеверного типа.

Напомним, администрация Томской области и Центр управления регионом в понедельник, 29 марта, проведут прямой эфир, где будет обсуждаться проект реконструкции Транспортной площади. Эфир начнется в 13:30 на странице администрации во «ВКонтакте».

В 2020 году велись предпроектные работы для создания развязки в будущем. В сентябре были презентованы варианты. Так, проектировщики предложили построить двухуровневую развязку: за основу был взят проект пересечения по типу неполного клеверного листа. Предложенный вариант раскритиковали томские урбанисты, отмечая, что вблизи жилых домов появится более шумная дорога, въезды во дворы домов у развязки будут перекрыты. Также томичи высказали опасения, что из-за масштабности стройка может затянуться на долгие годы.

К проведению публичного обсуждения общественное движение «Умный транспорт Томска» предложило альтернативный вариант по изменению Транспортной площади — сделать регулируемый перекресток с приоритетом общественного транспорта.

Что лучше: развязка или перекресток?

Томичи сравнили два альтернативных варианта по восьми критериям: стоимость и сроки строительства; использование городской земли; удобство для пешеходов; удобство для пассажиров общественного транспорта; транспортные потоки; пропускная способность; безопасность; экология и городская среда.

Точную стоимость и сроки строительства, отмечают в «Умном транспорте», пока назвать нельзя, так как нет проектной документации. Опираясь на аналогичные проекты, урбанисты предполагают, что создание двухуровневой развязки обойдется в несколько миллиардов рублей, а сроки реализации затянутся на несколько лет, в том числе из-за необходимости переносить коммуникации.


Визуализация создания двухуровневой развязки на Транспортной площади, которую в сентябре 2020 года распространила пресс-служба ТГАСУ

Переоборудование транспортного кольца в регулируемый перекресток может занять один строительный сезон, говорят томичи. Стоимость такой реконструкции, по их оценке, будет намного дешевле.

Что касается использования городской земли, то при создании регулируемого перекрестка удастся благоустроить зеленые зоны вдоль дороги. Двухуровневая развязка этого сделать не позволит, отмечают в «Умном транспорте».

По критерию «удобство для пешеходов» также побеждает регулируемый перекресток, заявляют урбанисты.

«В нем (варианте с регулируемым перекрестком — прим. ред.) пешеходные переходы расположены максимально удобно. В эскизе (двухуровневой) развязки нам вообще не показали никаких переходов, и остается лишь догадываться, как их собираются сделать. Если, конечно, вообще собираются. <...> Развязки в городской черте в принципе не способствуют комфорту пешеходов. Ведь помимо неудобных переходов это и постоянный шум от пролетающих на большой скорости автомобилей, и в целом нарушенная связность», — говорят урбанисты.

Организовать удобный для пассажиров общественный транспорт на эстакаде не получится, уверены томичи. Такая развязка, как и сегодняшнее кольцо, по их словам, лишает пассажиров возможности пересесть на другой транспорт, то есть сделать пересадочный хаб.

«Эстакада на корню убивает любую возможность организации удобного общественного транспорта в этом районе. И это на самом деле самое важное последствие строительства двухуровневой развязки. Это еще один шаг к закреплению доминирующей роли личного автомобильного транспорта в Томске. Шаг к дальнейшему росту загруженности дорог и дефициту парковочных мест», — отмечают в «Умном транспорте».


Визуализация регулируемого перекрестка на Транспортной площади
Автор: «Умный транспорт Томска»

По пропускной способности двухуровневая развязка выигрывает и у текущего кольца, и у предлагаемого регулируемого перекрестка. Однако, отмечают томичи, зная интенсивность транспортных потоков с каждой из сторон движения, их можно регулировать с помощью светофоров.

По критерию безопасности двухуровневая развязка проигрывает регулируемому перекрестку, считают урбанисты, так же как и по экологии.

«Регулируемый перекресток занимает меньше места, дает возможность создать новые зеленые общественные пространства, он менее шумный из-за меньшей скорости автотранспорта. Кроме того, приоритет общественного транспорта означает более свежий воздух и улучшение экологической обстановки», — говорят в «Умном транспорте».

Итоги

Сравнив все критерии, томичи пришли к выводу, что вариант строительства регулируемого перекрестка — наиболее подходящий среди существующего транспортного кольца и варианта создания двухуровневой развязки.

Для дальнейшей работы перед проектированием урбанисты предлагают получить реальные данные по трафику: сколько транспорта, какого, куда и во сколько проезжает через Транспортную площадь. На основе этих данных провести сравнительный анализ нескольких вариантов. А после — устроить открытое обсуждение по результатам моделирования и принять решение, исходя из долгосрочных целей транспортной политики Томска.

Смотрите также

Комментарии