Томские ученые предложили метод получения арктического мазута из старых покрышек
Ученые Томского политехнического университета разработали технологию получения морозостойкого мазута из старых автомобильных покрышек. Для этого они апробировали метод паровой газификации, сообщили в ТПУ.
«По самым скромным оценкам, каждый год в России выбрасывается около миллиона тонн покрышек, в мире — около миллиарда тонн. Часть просто остается на свалках, где даже под действием обычного солнечного света покрышки выделяют токсичные вещества, часть сжигается со значительным объемом вредных выбросов, еще 30 % перерабатываются в крошку. Мы к покрышкам относимся не как к мусору, а как к источнику полезных для промышленности продуктов. И мы целенаправленно искали методы, позволяющие перерабатывать покрышки с максимальной пользой — экономической и экологической», — говорит заместитель директора Инженерной школы энергетики Томского политеха Владимир Губин.
В Научно-исследовательском центре «Экоэнергетика 4.0» ТПУ ученые создали экспериментальную установку. В ней под действием перегретого водяного пара исходный материал — мелкая резиновая крошка из покрышек — разлагается на полезные продукты. В частности, выделяются жидкие углеводороды — мазут.
Один из разработчиков технологии доцент Научно-образовательного центра Бутакова ТПУ Кирилл Ларионов рассказывает, что тема переработки покрышек развивается сегодня в разных странах, лидерами являются США и Китай. Обычно для переработки используется метод пиролиза. Это термическое разложение продукта. Процесс протекает в безвоздушной среде. В России есть несколько малотоннажных производств, занимающихся переработкой покрышек этим методом, однако они дают относительно небольшие объемы продукции, отмечает Ларионов.
В ТПУ предложили использовать метод паровой газификации: разложение резины происходит под действием перегретого водяного пара.
Исследования показали, что полученный мазут не замерзает и не теряет своих свойств при температурах до -50 °С (обычный замерзает в диапазоне от +10 до -10°С в зависимости от марки). При этом в этом мазуте примерно в два раза ниже содержание серы, производные которой относятся к основным загрязнителям атмосферы, отмечают ученые.
Фото: ТПУ
Мазут сегодня широко применяется в арктических зонах в качестве топлива для котельных и судов.
В настоящее время ученые политеха вместе с индустриальным партнером — компанией НПО «Инноватех» из Санкт-Петербурга — разрабатывают конструкторскую документацию на создание пилотной установки, способной перерабатывать до 300 килограммов резиновой крошки в час.
Отмечается, что, помимо мазута, технология также позволяет одновременно получать газ, который можно возвращать в технологический цикл, и технический углерод в виде мелкодисперсного порошка. Его можно использовать, например, в материалах для дорожного покрытия.