Томские и пермские ученые разработали прочную «броню» для транспорта
Ученые Томского политеха с коллегами из Пермского политехнического университета разработали прочный материал, из которого можно сделать укрепляющие плиты для корпуса автомобилей. Для создания материала не нужны дорогостоящие компоненты.
Свою разработку ученые уже запатентовали, сообщает пресс-служба ТПУ.
По данным вуза, для создания материала не требуется дефицитных, дорогостоящих и токсичных компонентов, например, оксида кобальта или карбидов. Материал содержит оксиды кремния, магния, алюминия, титана, марганца, кальция, натрия, калия, хрома и ванадия и серу.
«Свойства материала определяются соотношением элементов — прочного шпинельного ядра, пироксеновой оболочки, стеклосвязки — и их размеров. Мы предложили сферолито-сетчатую модель структуры, позволяющую прогнозировать свойства. В результате у материала предельно низкий коэффициент износа, высокая термическая стойкость (до 750 °С) и рассеивающая способность к механическому удару», — отметил профессор-консультант научно-образовательного центра имени Кижнера Томского политеха Владимир Верещагин.
Для того чтобы получить материал, ученые смешали компоненты в необходимых пропорциях и обработали сырье при температуре более 1 400 °С. Затем постепенно охлаждали его в течение 15 часов.
Структура позволяет материалу распределять энергию разрушения внутри себя. Он в 15 раз дольше противостоит износу, чем металл, а по прочности превышает природный камень.
«Разработка способна защитить автомобильный и железнодорожный транспорт от повреждений. Из нового материала можно производить защитные плиты для корпуса машин. По действию они похожи на керамические вставки в бронежилете», — рассказала ведущий научный сотрудник краевого центра охраны труда Пермского политеха Анна Игнатова.
По ее словам, разработка будет также полезна в гражданском и дорожном строительстве, например, для создания тротуарной плитки, бордюров, фонтанов. Кроме того, из материала можно изготавливать взрывобезопасные контейнеры для аэропортов, вокзалов и метро.
Структура литого стеклокристаллического материала
Иллюстрация: пресс-служба Пермского политехнического университета