22 ноября, пятница
-7°$ 100,68

Дезинфекция, сейф-пакеты и кабинки без штор: заметки наблюдателя с голосования по поправкам

Дезинфекция, сейф-пакеты и кабинки без штор: заметки наблюдателя с голосования по поправкам
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В России 1 июля завершилось голосование по поправкам в Конституцию. Согласно данным ЦИК после обработки 99,98 % протоколов, поправки поддержали 77,92 % участников плебисцита. В Томской области за изменение основного закона РФ выступили 64,86 %.

Журналист vtomske.ru провел на избирательном участке №100 неделю в качестве наблюдателя и рассказал об особенностях голосования.

Противовирусные меры

Из-за пандемии коронавируса на избирательных участках соблюдались строгие профилактические меры: кроме регулярной дезинфекции помещения, каждому избирателю на входе выдавали маску, перчатки и ручку, а также измеряли температуру бесконтактным термометром. На УИК № 100 за неделю у избирателей ни разу не фиксировали высокую температуру (выше 37℃).

Глава ЦИК Элла Памфилова заявляла, что проверять паспорт избирателя члены УИК должны с расстояния двух метров. В этот момент человек должен ненадолго спустить маску, показав лицо. На деле же увидеть паспортные данные издалека было практически невозможно. К тому же избиратели часто не обращали внимание на напольную разметку и подходили к столу в упор.

Также у избирателей возникали проблемы с поиском кабинок для голосования из-за их непривычного вида: у них отсутствовали шторы. Такое правило ввели, чтобы люди контактировали с меньшим количеством поверхностей.

Принуждение к голосованию

Нарушений в самом процессе голосования на УИК № 100 не было, однако не менее пяти человек сфотографировали свои бюллетени. По их словам, это нужно для отчета перед начальством, которое отправило их на голосование. Трое таких избирателей согласились назвать компании, в которых работают: это были сотрудники «Томскэнергосбыта», «ТомскРТС» (обе компании входят в энергетический холдинг «Интер РАО», которым руководят близкие к Владимиру Путину топ-менеджеры Игорь Сечин и Борис Ковальчук) и РЖД.

Основной день

Все шесть дней досрочного голосования были похожи друг на друга, но от них сильно отличался основной день плебисцита. 1 июля на участках появилось видеонаблюдение, онлайн-трансляция при этом не велась, а получить запись могут только организации, направлявшие наблюдателей — по официальному запросу.

Также в основной день голосования УИК №100 переехал из учебной аудитории в холл ДОСААФа, где организовали сквозной поток избирателей: чтобы входящие в здание участка не пересекались в дверях с выходящими.

Отметилось 1 июля и необычным разделением голосов избирателей. Если в целом по участку за поправки проголосовали примерно 63 % участников, а против — 36 %, то 1 июля результат был практически равным: в стационарной урне оказалось 51,2 % голосов «за» и 48,8 % — «против». До основного дня голосования вместо урны использовались переносные ящики; из них бюллетени складывались в сейф-пакеты и хранились до подсчета.

Подсчет голосов

Считать голоса «за» и «против» поправок члены УИК № 100 начали уже после 22:00, так как число выданных бюллетеней долго не сходилось с количеством подписей в списке избирателей. В это время, судя по чату председателей УИК, перед зданием местной территориальной избирательной комиссии (ТИК) уже стояла толпа председателей и секретарей, желающих сдать бюллетени и протоколы.

«Ну, зато, когда приедем, очереди уже не будет», — пошутил один из членов комиссии.

Сначала были вскрыты сейф-пакеты и стационарная урна, подсчитано общее количество бюллетеней (к радости всех присутствовавших, сошлось с первого раза) и отделены недействительные — таких было четыре. Дальше их разделили на две стопки («да» и «нет») и пересчитали в последний раз. Наблюдателям раздали копии протоколов, а председатель и секретарь комиссии стали готовиться к поездке в ТИК.

Как проходил подсчет голосов — в фоторепортаже vtomske.ru

Смотрите также

Комментарии