Попытка успокоиться: психолог объяснил закупки впрок из-за коронавируса
Желание успокоиться, взять ситуацию под контроль и позаботиться о себе и близких движет сегодня многими людьми, которые закупают впрок крупы, консервы и туалетную бумагу, считают эксперты. Коронавирус COVID-19 вызывает у некоторых страх перед неизвестным.
Панические закупки продуктов длительного хранения, туалетной бумаги, бумажных полотенец, антисептиков наблюдаются в супермаркетах по всему миру. В последние дни эта волна дошла до России: жители и СМИ разных регионов страны, сообщают о пустеющих в ряде магазинов полках с гречневой крупой, консервами и «туалеткой». Пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко заявил, что у магазинов нет проблем с запасами продуктов питания.
В Томске так же вырос спрос на крупы, консервы и туалетную бумагу. Особенно сильно томичи скупают гречку. Торговые сети уже сообщили, что увеличивают поставки товаров в магазины. Жителей города просят не скупать массового продукты. Их дефицит не ожидается.
Нужно успокоиться
«Такая реакция обычно вызывается страхом перед неизвестным. СМИ сейчас пестрят новостями о том, что массово все скупают, люди боятся, что для них ничего не останется», — объясняет начальник психологический службы Томского госуниверситета Азамат Найман.
По мнению специалиста, массовую скупку товаров можно охарактеризовать как «легальный способ успокоиться, урегулировать свое эмоциональное состояние». Пандемия коронавируса COVID-19 — новая ситуация, с которой столкнулись люди, они не знают, как реагировать, появляется стресс.
Желание обеспечить себя едой — первобытный защитный механизм человека, отмечает эксперт.
«Если рассматривать в историческом временном периоде, голод человечество преодолело недавно. Нам — несколько тысяч лет, но голод был полностью побежден лет сто назад. Желание обезопасить себя в плане питания — один из основных биологических инстинктов: найти пропитание. Особенно когда вы думаете, что вам что-то может не достаться с учетом пустых полок», — рассказал Азамат Найман журналисту vtomske.ru.
Он отметил, что некоторые делают запасы впрок для всей семьи. Это своего рода проявление заботы. Исключить скупку товаров в очень больших количествах может помочь список, в котором будет перечислено — что нужно приобрести.
«Чтобы не начать массово все скупать в магазине из-за страха, можно попробовать написать еще дома план закупки. Товары, которые действительно нужны, в каком количестве, чтобы не купить больше, придя на место», — говорит Найман.
Он убежден, что ответственность за поведением людей лежит и на СМИ, которым нужно предоставлять только актуальную и достоверную информацию.
По мнению доцента кафедры организационного поведения в бизнес-школе и исследовательском институте INSEAD в Сингапуре Эндрю Йепа, когда человек теряет субъективное чувство контроля, он начинает покупать вещи, чтобы решить проблемы, приведшие к первоначальной утрате контроля.
«Другими словами, когда вы встревожены из-за вируса, то начинаете закупать товары, которые потенциально могут предотвратить заражение или сделать окружающие вас места чище. В итоге люди покупают маски, антисептики для рук, моющие средства для поддержания чистоты в офисе и дома и так далее», — сказал он в интервью Deutsche Welle.
Почему гречка и туалетная бумага?
Почему во всем мире люди скупают в больших количествах туалетную бумагу и бумажные полотенца, точно сказать никто не может. Некоторые американцы считают, что власти США могут ввести строгие правила карантина и запретят покидать дома. Поэтому «запас бумаги совсем не помешает». Кто-то говорит, что решил купить «туалетки» побольше, так как «ее все покупают».
«Туалетная бумага сегодня — важный предмет быта, — отмечает психолог Азамат Найман. — Люди привыкли к комфорту. Оставаться без предметов первой необходимости не хочется. Несомненно, СМИ, соцссети видео и фотографии пустых полок, сообщения, что люди массово скупают туалетную бумагу, санитайзеры влияют на сознание человек».
Массовую скупку гречки в России, по его мнению, можно назвать «культурной особенностью» страны. Во многих странах эту крупу вообще не едят.
«Гречка, как вы понимаете, относительно недорогой продукт, очень сытный. В плане рациональности его, наверное, можно назвать номером один. По крайней мере с точки зрения коллективного бессознательного (универсальная, общая часть структуры психики людей — прим.ред.)», — сказал Азамат Найман.
По его словам, всем необходимо понимать, что «без продуктов никто не останется точно».
Редакция vtomske.ru просит томичей побеспокоиться о своем здоровье, не забывать антисептики, а при ухудшении самочувствия — использовать в людных местах маски. Берегите себя!