Число краж с банковских карт томичей выросло в 4 раза
В Томской области в несколько раз увеличилось количество случаев кражи денег с банковских карт жителей региона. Практика показывает, что чуть меньше половины таких преступлений раскрываются.
Как рассказал журналистам врио начальника управления уголовного розыска Владимир Костюченко, мошенничество и кражи в цифровой сфере — это все те преступления, которые совершенны удаленно от потерпевшего. С использованием банковских счетов, смартфонов и прочего.
В основном жертвами мошенников становятся пенсионеры, доверяющие несуществующим сотрудникам полиции или банков, а также активные пользователи интернет-сервисов по покупке товаров. К кражам относятся списание средств потерянной карты.
«В последние годы есть устойчивая тенденция к увеличению количества обманутых граждан, несмотря на все меры. В настоящее время население не до конца осознает, с чем может столкнуться ежедневно. На примере 2019 года только в одной Томской области количество таких зарегистрированных краж увеличилось в четыре раза. Было 166, а теперь свыше 700. Количество заявлений увеличивается», — сказал Костюченко.
Он добавил, в этом есть и положительные моменты — данные деяния выходят из теневой среды и граждане стали чаще обращаться в полицию. Однако сотрудники УМВД все равно обеспокоены тем, что граждане все еще попадаются на уловки кибермошенников.
В свою очередь, как пояснил замначальника контрольно-методического отдела Дмитрий Сорокин, раскрываемость подобных краж достаточно высокая — порядка 40 % дел, которые находились в следствии, были раскрыты. С мошенничеством дела обстоят хуже — 15 %.
Как не стать жертвой мошенника
Добавим, накануне стало известно, что житель Северска заключен под стражу за хищение денег у ветерана Великой Отечественной войны. Сумма ущерба составила 36 тысяч рублей. Обвиняемый СМС-сообщениями переводил деньги с карты потерпевшего на свой мобильный телефон и привязанную карту.
В полиции напоминают, что настоящий сотрудник банка никогда не станет спрашивать реквизиты банковской карты. Если звонивший просит по телефону сообщить номер карты, код на ее обратной стороне, SMS-пароли и коды, поступившие на телефон — это мошенник.
Мошенники в тренде — когда современные технологии становятся инструментом отъема денег
В томском отделении Сибирского ГУ Центробанка отмечают, что самая распространенная ситуация — когда мошенники представляются сотрудниками безопасности банка и говорят, что в этот момент «по карте клиента проводится подозрительный платеж». Чтобы его остановить, нужно назвать кодовое слово, реквизиты карты или одноразовый пароль из SMS, который придет на телефон.
При этом звонящие могут обратиться к человеку по имени и отчеству, даже сами назвать номер карты и срок ее действия.
Важно — не поддаваться эмоциям и не спешить. Если банк действительно выявит подозрительную операцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время можно либо подтвердить эту операцию банку, либо ее отменить. Это решение надо принять в течение 48 часов — этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк.
Проверить звонящего можно, спросив его ФИО, в каком подразделении банка он работает и сказать, что перезвоните позже. Проверить данные можно, позвонив по номеру банка, который указан на обратной стороне карты и на официальном сайте учреждения.
Самое главное — никогда не сообщать личные данные, реквизиты карты, секретную информацию (код CVC/CVV, коды из SMS и PIN-коды).