Первая реплантация конечностей в СССР. Как живет Раса, которой пришили ступни
Почти 40 лет назад с трехлетней Расой Прасцевичюте произошел несчастный случай. Девочка лишились ступней ног. Их непреднамеренно отрезал ей отец. Ребенку сделали реплантацию конечностей — первую подобную операцию в СССР.
Все случилось в 1983 году, пишет телеканал RT. Тогда Расе было три года. Они играли со своей сестрой в одном из сельских районов Литвы. Их папа, работавший в колхозе «Вадактай», запускал косилку. Под нее попала Раса. Девочке лезвиями отрубило обе стопы. Отец побежал за помощью.
Приехавшая фельдшер ввела Расе обезболивающее, забинтовала раны, а отрубленные стопы обложила замороженными селедками, чтобы их сохранить.
Девочку доставили в Москву. Для ее транспортировки выделили самолет Ту-134. Спустя 12 часов после трагедии ребенка встречал молодой хирург Рамаз Датиашвили. Руководство рекомендовало ему обработать раны на ногах и зашить их, но врач решил реплантировать (пришить) девочке стопы.
Операция прошла успешно.
На следующий день девочка проснулась знаменитой: ей писали письма, присылали игрушки и фрукты. У Расы начался период реабилитации. Через две недели ребенок начал самостоятельно ходить.
Мама девочки выпивала. Она стала продавать игрушки ради водки. Об этом узнали местные власти и лишили мать и отца родительских прав. Девочку передавали из больницы в больницу на протяжении нескольких лет. Ребенка удочерили.
По достижению 18 лет Раса уехала в Германию. Подрабатывала там нянечкой. После — познакомилась со своим будущим мужем и родила дочь. С тех пор семья живет в Тройсдорфе. Женщина работает в магазине — раскладывает товар по полкам.
«Если я весь день на ногах, бегаю или просто стою, то вечером они у меня болят. Но это же нормально. У здоровых людей они тоже могут болеть, поэтому стараюсь внимания на это не обращать. Только муж иногда ругается: «Куда ты лезешь со своими ногами?!» Но мы даже совершаем пробежки. Так что никаких ограничений нет, я здоровый человек», — рассказала Раса.
По ее словам, в Германии о ней никто не знает, в отличие от родной республики. Когда женщина приезжает в Литву, к ней подходят люди и говорят: «А мы вас знаем». В Германии же такого нет. Иногда люди могут увидеть шрамы и начать шептаться.
Раса о детстве и трагедии почти ничего не помнит. Хирурга, который ее оперировал, благодарит по сей день.