15 января, среда
-5°$ 103,44

Секретарь в томском суде не пустила журналиста на открытое заседание

Секретарь в томском суде не пустила журналиста на открытое заседание
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Секретарь судьи в Октябрьском районном суде Томска не пустила журналиста vtomske.ru на открытый процесс. В среду там началось рассмотрение дела по обвинению в растрате бывшего директора «Комбината спецобслуживания».

Журналист портала vtomske.ru утром 15 января пришла в Октябрьский районный суд на заседание по делу бывшего директора муниципального предприятия «Комбинат спецобслуживания» (КСО) Игоря Синичкина. Он обвиняется по части 3 статьи 160 УК РФ — «присвоение или растрата».

Дело ушло в суд в октябре 2019 года. Рассмотрение по существу началось 15 января. В ходе процесса гособвинитель должен был зачитать обвинение подсудимому.

Дело рассматривает судья Жанна Кочетова. По словам журналиста, секретарь судьи сказала, что корреспондент не может зайти в зал заседаний. Сотрудник мотивировала это тем, что разрешение должна дать судья.

«Когда я сказала, что являюсь журналистом и буду присутствовать на процессе в качестве слушателя, секретарь заявила, что это решит суд. Что она передаст судье, и если она разрешит, то меня пустят. Пристав не дал зайти в зал, перегородил дорогу. Я осталась ждать, чтобы не ввязываться в конфликт, но по закону журналист может присутствовать на открытых процессах в качестве слушателя, как и любой гражданин. Судя по всему, ни пристав, ни секретарь не знают порядка. Однако никто так не вышел и не сообщил о решении судьи», — рассказала журналист Анастасия Кирсанова.

Когда процесс закончился, журналист снова подошла к секретарю и спросила — почему ее не пустили на процесс.

«Секретарь сказала, что мне нужно было подать заранее письменное ходатайство. По ее словам, в Октябрьском районном суде — такой порядок. Если я в следующий раз захочу участвовать в процессе, то должна подать ходатайство. Но по закону такой документ нужно подавать в суд только при фото- или видеосъемке», — отметила корреспондент.

На ее вопрос, спрашивали ли судью о присутствии СМИ, секретарь попросила выйти из зала, так как скоро начнется другое заседание. Когда журналист повторила вопрос, секретарь сказала, что она судью спрашивала.

Редакция vtomske.ru считает, что права нашего журналиста были нарушены.

Согласно статье 47-й закона «О СМИ», журналист имеет право «посещать госорганы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом».

Журналист имеет право беспрепятственно проходить в здание суда и посещать открытые судебные процессы.

Согласно пункту 4 постановления Пленума ВС РФ №35 от 13 декабря 2012 года, «не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов)».

«Учитывая, что присутствие журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации, а также что при осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный долг, не допускается чинение препятствий и отказ им в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности, по причине отсутствия аккредитации и (или) по иным основаниям, не предусмотренным законом», — говорится в пленуме Верховного суда РФ.

ВС также разъясняет, что участники открытых процессов не обязаны получать у суда разрешение на фиксацию происходящего в зале в письменной форме или с помощью средств аудиозаписи, компьютера (пункт 13 пленума ВС РФ).

Разрешение суда требуется в случае фото-, видеозаписи, киносъемки, а также прямой трансляции.

Редакция обратилась к ответственному за взаимодействие со СМИ в Октябрьском районном суде. На момент звонка застать ее не удалось, однако другой сотрудник сказала, что зал заседаний — небольшой, «не было возможности (журналисту) присутствовать».

По словам нашего корреспондента, на суд пришли только подсудимый, его адвокат и гособвинитель.

Смотрите также

Комментарии