«Черная пятница»: купить товары по скидке и не попасться на уловки продавцов
В ночь с 28 на 29 ноября в мире начинается масштабная акция «Черная пятница» (Black Friday). В распродажах традиционно участвует и Россия. Роспотребнадзор предостерегает покупателей от уловок, которыми могут пользоваться продавцы.
Термин «черная пятница» появился в США. Этим днем считается пятница после Дня благодарения. С этого момента начинается традиционный рождественский сезон распродаж. В последние годы акция пользуется популярностью не только в Штатах, но и во всем мире.
В этом году в России «черная пятница» начнется 28 ноября и пройдет три дня — до 1 декабря. На протяжении этого времени многие магазины, в том числе на интернет-площадках, делают скидки на технику, одежду, продукты питания, косметику и другие товары. Скидки могут достигать 70 % и 90 %. Некоторые интернет-магазины объявили о pre-sale, когда скидки появляются до основного старта акции, например, Ozon.
Продавцы платформы AliExpress так же уже сделали скидки на свои товары и обещают, что в «черную пятницу» цены будут еще ниже. Однако эксперты просят быть бдительными, так как на площадке есть недобросовестные продавцы, которые зачастую повышают стоимость своих товаров перед акциями. Платформа «Яндекс.Маркет» тоже примет участие в «черной пятнице». На сайте сервиса говорится, что специальный алгоритм покажет покупателям «только честные скидки».
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в прошлую «черную пятницу» россияне оформили онлайн-заказов на сумму более 17 миллиардов рублей. Президент организации Артем Соколов сообщил ТАСС, что в этом году акция побьет все рекорды 2018 года. По словам экспертов, в эту «черную пятницу» будет много предложений от фуд-ретейлеров.
Участие в самой крупной распродаже осени уже подтвердили магазины техники «М.Видео», «Эльдорадо», «Техпорт»; гипермаркеты «О'кей», Metro; интернет-магазины косметики, в том числе iHerb; магазины спортивной одежды; производители смартфонов Huawei, Honor, Samsung, Xiaomi и многие другие. Онлайн-ретейлер Wildberries обещает скидки до 90 %, IKEA — до 50 %, Shein — до 60 %.
По скидкам россияне также смогут приобрести товары для дома, книги, авиабилеты, аксессуары, зоотовары, автотовары, компьютерные игры, ювелирные украшения, товары для детей, мебель. Для участия в акции будет достаточно зайти на сайт или приехать в здание магазина, выбрать товар и сделать покупку.
По словам Артема Соколова, искусственных скидок сейчас становится все меньше. Этому способствует работа ретейлеров с брендами по совместному продвижению. Однако часть покупателей все еще сохраняет скепсис и с опаской относится к скидкам. В преддверии «черной пятницы» Роспотребнадзор публиковал информацию об особенностях продажи товаров через интернет.
Так, продавец обязан четко и ясно сформулировать условия и цену приобретения товара по акции. Потребитель вправе от товара отказаться в любое время (если товар заказан, но еще не куплен — прим.ред.), после оплаты товара — в течение семи дней. Если товар с дефектами, то покупатель может его заменить или вернуть.
Ведомство также дало несколько советов о том, как не попасться на уловки недобросовестных продавцов. В частности, федеральная служба порекомендовала проверять цену на товар со скидкой в других местах.
«Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца (многие из которых находятся за рубежом) будет невозможно», — говорится в сообщении.
При этом слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара, говорят в ведомстве. Покупатель может запросить у продавца сведения о подтверждении соответствия товаров или услуг обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья.
Также следует обращать внимание на стоимость доставки товара, так как низкая цена может быть достигнута за счет дорогой доставки; выяснять информацию о продавце и о сроках передачи товаров.
«Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор ваших персональных данных», — посоветовал Роспотребнадзор.