Томский институт выявил резкий рост уровня углекислого газа в Западной Сибири
Ученые Института оптики атмосферы имени Зуева СО РАН в последние 13 лет зафиксировали резкий рост концентрации углекислого газа над территорией Западной Сибири. Причины этого пока неясны, сообщает пресс-служба инновационных организаций Томской области.
С 1997 года томские ученые измеряют вертикальное распределение парниковых газов над одним из регионов Западной Сибири. Для этого с самолета-лаборатории (Ту-134 «Оптик»/Ан-30 «Оптик-Э») на высоте от 500 метров до 7 километров в стеклянные колбы отбирается воздух. Затем пробы отправляют в лабораторию Национального института исследования окружающей среды в Японию для газохроматографического анализа.
Исследования показывают, что до 2004 года летом концентрация углекислого газа во внешних слоях атмосферы практически не увеличивалась, но с 2005 года начался рост в нижних слоях — и намного быстрее по сравнению со среднеглобальной динамикой.
«Мы проверили, не увеличились ли выбросы в России, — оказалось, что нет. Посмотрели, как меняется площадь лесных пожаров: она тоже не увеличилась. Выяснили, как растет температура, убедились, что засухи и болезни лесов нет, лесовосстановление стабилизировалось. Пока гипотезы, почему с 2005 года на этой территории начался резкий рост концентрации углекислого газа, нет. Но леса уже не успевают перерабатывать дополнительные выбросы, а их накопление в атмосфере может способствовать глобальному потеплению», — прокомментировал замдиректора института по научной работе Борис Белан.
Замеры проходят ежемесячно в послеполуденное время в безоблачную или малооблачную погоду. Самолет-лаборатория следит за переносом загрязняющих веществ, ведет паспортизацию источников загрязнений, ищет утечки газо- и нефтепродуктов.
Подобные исследования ведутся в нескольких регионах мира. Кроме Западной Сибири, в районах Боулдера (Колорадо, США) и Амазонки. Исследования томского института — единственные в таком роде в России и самые протяженные по времени.
Борис Белан отметил, что, возможно, исследования вскоре придется свернуть из-за окончания срока эксплуатации самолета-лаборатории Ту-134.
«Все основные авиакомпании перешли на зарубежные самолеты, а на них поставить приборы практически невозможно — требуется очень много согласований с конструкторами, разработчиками техники. Как выходить из этой ситуации, пока непонятно», — пояснил Борис Белан.
За многолетние исследования Институт оптики атмосферы недавно получил награду «Хрустальный компас». Это премия в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России.