Хроники одного урагана: как энергетики возвращают свет в дома томичей
В преддверии Дня Победы по Томской области пронесся настоящий ураган. Порывами ветра сносило крыши, а деревья ломались, как спички. Среди последствий непогоды — более 50 аварийных отключений электроэнергии. Пока большинство из нас сидели дома и переживали, стоит ли идти 9 мая на парад, сотрудники ПАО «ТРК» находились в эпицентре событий, делая все возможное, чтобы свет как можно быстрее вернулся в каждый дом даже самых отдаленных населенных пунктов области.
Когда сносит крыши
В непогоду, порой, порывами ветра людей сбивает с ног. Но когда они доходят до дома, они хотят, чтобы у них были комфортные условия, чтобы было тепло и светло.
«И наша задача — обеспечить бесперебойное поступление электричества в любую погоду, — рассказывает Михаил Ишков, начальник Центра управления сетями ПАО «ТРК». — Поэтому все наши ремонтно-восстановительные и оперативно-выездные бригады нацелены на то, чтобы в самое короткое время восстановить поврежденное электроснабжение. Сигналы о том, что линия неисправна, поступают как по системам телемеханики, так и от населения посредством телефонных звонков. Диспетчер принимает заявки и направляет по этим сигналам оперативно-выездные бригады. Ураган для нас — один из рабочих моментов, мы всегда готовы к таким ситуациям».
Ветреная погода наблюдалась еще за несколько дней до 8 мая. Отмечались отдельные аварийные отключения, сотрудники выходили на работу и субботу, и в воскресенье.
«Поэтому мы прогнозировали, что может случиться усиление ветра, и персонал хоть и находился на отдыхе, был готов к тому, что в любой момент могут вызвать на работу», — рассказывает начальник Кожевниковского РЭС Александр Аникин.
Опасения оправдались. Непогода набирала силы постепенно.
«В 10 утра я звонил диспетчеру, уточнил обстановку, но все еще было спокойно, — вспоминает Александр Павлович. — А буквально через полчаса начались массовые отключения высоковольтных линий напряжением 10 киловольт. В нашем районе все началось с Чилино — это самый южный участок на границе с Новосибирской областью. Там в течение получаса одна за одной отключились три линии 10 киловольт. Через 20 минут туда уже выехала аварийно-восстановительная бригада. Пусть и звучит это пафосно, но люди понимали, что это их долг и оперативно вышли на работу в свой выходной.
В 11 утра массовые отключения начались в Ювалинском сетевом участке, в Кожевниково и близлежащих населенных пунктах. Пришлось экстренно собирать персонал, формировать аварийные бригады и начинать устранение массовых отключений.
В тот день порывы ветра достигали скорости 28 метров в секунду. Ломались как соломинки не только хрупкие тополя, с корнем выворачивало березы, с домов и гаражей срывало крыши, ломались у основания деревянные опоры линий электропередач, предоставляя энергетикам обширное поле деятельности.
«Буквально за два часа наломало столько, что людям пришлось устранять последствия стихии до темноты», — рассказывает Александр Аникин.
На боевом посту
Когда объем работы потрясает воображение, без четкой иерархии ремонтных работ не обойтись. Электрические линии делятся по классу напряжения, начиная с максимальных 110 киловольт, заканчивая минимальными 0,4 киловольт. В первую очередь приходится устранять нарушения на линиях высокого напряжения: от них запитана большая масса потребителей, и при включении одной линии 110 киловольт свет возвращается в дома нескольких населенных пунктов. Дальше приоритеты расставляются по понижению класса напряжения, значимости объектов, которые питают те или иные линии. Вернуть электричество в котельные, больницы, школы и детские сады — первоочередная задача.
«Исходя из приоритетов, мы направляем бригады туда, где требуется максимально быстро восстановить напряжение. А когда основные линии запитаны, начинаем отрабатывать частные дома», — рассказывает начальник Кожевниковского РЭС.
Выходной день прервался у сотен электромонтеров ПАО «ТРК» почти по всей области. Только в Кожевниковском районе над ликвидацией последствий урагана работало восемь бригад, которые успешно в первый день восстановили электроснабжение основной массы объектов.
«Закончили работы уже в темноте. А 9 мая, вместе со всеми, с хорошим настроением, что профессионально выполнили свою работу, праздновали День Победы», — рассказывает Александр Аникин.
Не менее напряженным выдался день в Богашевском СУ. Все бригады 8 мая были вызваны на работу.
Ветер был такой силы, что поднял с земли металлический гараж, и как игрушку повесил на проводах.
«Нам повезло, что он не зацепился на линии, а повисел и упал, не порвав провода, — рассказывает Михаил Юрьевич. — Мы быстро восстановили электроснабжение, но в это время без напряжения были ПС 35 киловольт Вершинино, ПС 35 киловольт Лоскутово, ПС 35 киловольт Богашево, а это 12 населенных пунктов в которых проживают более 14 тысяч человек.
«Моя бригада вышла практически в полном составе, — вспоминает события того дня мастер Богашевского СУ Андрей Владимиров. — Мы работали на высоковольтных линиях, которые снабжают электричеством деревни. Многие участки проходят в лесу, и на машине к ним не подъедешь, застревают все напрочь. Брали с собой весь инструмент, провод, защитные средства и шли пешком, ведь людям грязь и болота не страшны».
К поселку Басандайка линии подходят с двух сторон, и с каждой были повреждения. Для того, чтобы вернуть в социальные объекты и дома жителей свет, работали одновременно три бригады.
«Иногда пока одна бригада восстанавливает повреждения, другая идет на осмотр несколько километров. Если находят еще повреждения, мы переезжаем туда, и устраняем и их тоже. На одном сетевом участке (10 километров) было четыре повреждения: деревья упали на провода. Все это распиливали, убирали, соединяли линии, — рассказывает Андрей Львович. — Люди работали до глубокой ночи, а ранним утром снова были на объектах. Если бы не дружный слаженный профессиональный коллектив, для которых такие технологические нарушения являются уже привычными, на устранение ушло бы куда больше времени».
Главное — привязаться покрепче
В среднем время восстановления электроснабжения потребителей — 1,5 часа. Во время массовых отключений — порой немного дольше. К счастью, такая непогода, как 8 мая, случается лишь несколько раз за год, чаще всего весной и осенью, когда происходит резкая смена погоды с тепла на холод. Многие из нас считают, что угроза отключения больше во время грозы, но это не совсем так.
«Если в линию попадает разряд молнии, как правило, это приводит лишь к кратковременному отключению. Буквально через пять секунд срабатывает автоматика, и подача электричества восстанавливается. Кроме того, молния может попасть в специальный грозотрос и уйти в землю. Хотя серьезный разряд может расщепить опору — удары разные бывают, — проясняет ситуацию Михаил Ишков. — Однако грозы часто сопровождаются шквалистым ветром и сильными ливнями, и это куда опаснее в плане последствий. Вырванные с корнем деревья, крыши строений и гаражей — это для нас самая большая проблема. Наши линии стоят, а крыши сносит».
Работа в такую непогоду как никогда требует соблюдения правил охраны труда.
«Привязываемся посильнее к опоре, чтобы не унесло ветром. Люди ведь работают и тогда, когда техника отказывает. Например, зимой в -40 градусов гидравлика замерзает, а мы работаем в любую погоду. Наши сотрудники готовы к этому, знают, что в любое время дня и ночи их могут поднять и отправить на устранение повреждений, — рассказывает Михаил Юрьевич. — Учитывая это, приоритет «ТРК» — это сохранение жизни и здоровья работников. Соответственно они обеспечены инструментом, техникой, средствами защиты, обучены, ежегодно сдают экзамены. Да и случайных людей в энергетике нет».
Каждый понимает, что от его работы зависит комфорт жителей области.
«Для нас нет разницы, вернуть свет в дома небольшого отдаленного поселка, или густонаселенного района областного центра. Конечно, приоритеты расставляются, но мы стараемся оперативно решить проблемы каждого», — комментирует начальник ЦУС.
Конечно, работа энергетика порой не видна.
«За время проведения аварийных работ 8 мая я лично принял большое количество звонков. И часто приходится выслушивать, мол, вы такие сякие, мы тут сидим уже три часа без света, а вас не видно, — рассказывает начальник Кожевниковского РЭС. — Я бы на их месте тоже наверно считал, что авария произошла только у меня, а ко мне никто не едет. Но по большому счету работа электромонтера чаще всего жителям не видна. Он может работать в лесу на линии, которая запитывает тех потребителей, которые его не видят. Радует, что когда мы возвращаем в дома людей свет, порой они звонят с благодарностью. Когда слышишь добрые слова в адрес своих коллег, возникает гордость за свою работу и свой коллектив. В случае аварийного отключения население должно быть уверено, что мы никого не забыли, никого не бросим и не ляжем спать, пока не будем знать, что в домах людей светло».
Опубликовано в рамках информационного партнерства