Томские политехники с помощью коптера помогут луноходам садиться без аварий
Студенты ТПУ ищут способ имитировать невесомость на Земле для испытания приборов, помогающих космическим аппаратам садиться на поверхность других планет. Они предлагают использовать для этих целей обычный квадрокоптер, который можно «научить» летать как космический аппарат, сообщает пресс-служба вуза.
Как отмечают в ТПУ, сегодня перед космическими агентствами разных стран стоит серьезная проблема — испытания устройств для космоса в земных условиях. Так, чтобы развернуть в космосе солнечную батарею, достаточно маленькой пружины, а на Земле требуются специальные приводы. Такая разница очень затрудняет испытания. Например, автоматическая посадка аппаратов на Луну часто заканчивается аварией, поскольку достаточно точных карт поверхности этого спутника нет .
«Для решения этой проблемы используется большое количество приспособлений, но как они будут работать в условиях Луны, на Земле трудно проверить. На сегодняшний день оптимального решения нет, и наши студенты ищут свои варианты», — пояснил заведующий кафедрой автоматики и компьютерных систем Александр Фадеев.
Политехники предлагают использовать для испытаний обычный квадрокоптер, который сможет имитировать посадку космического аппарата. Посадить дрон должны будут те же приборы, что используются в космосе: трехмерные камеры, радары, лидары, дальномеры и другие.
«Общий план эксперимента состоит в том, чтобы поднять такой квадрокоптер с системой датчиков, обеспечивающих посадку, на высоту в четыре километра, а затем сбросить его. Но падать он должен не с земным ускорением свободного падения, а гораздо медленнее, как на других планетах. Если на Земле эти датчики смогут посадить квадрокоптер, то и в космосе это будет возможно», — рассказал участник проекта Александр Собецкий.
Отмечается, что на первом этапе испытатели «научат» квадрокоптер падать с заданным ускорением, а затем найдут способ связи с аппаратом. Существующие квадрокоптеры могут поддерживать связь на расстоянии в 600 метров, однако его для эксперимента не достаточно.
«К лету наш квадрокоптер уже должен научиться летать, а к Новому году должен научиться делать это с заданными характеристиками. Для космической отрасли это однозначно значимая работа, так как на сегодняшний день оптимального решения проблемы испытаний приборов в земных условиях не найдено», — добавил Александр Фадеев.