Николайчук: я не совершал преступлений при ремонте Московского тракта
Об этом экс-мэр Томска Николай Николайчук заявил сегодня в Советском районном суде, где проходит очередное заседание его по делу, сообщает наш корреспондент.
По словам экс-главы города, в 2010 году состояние дорожной сети Томска было плохим, в том числе из-за нехватки финансирования. Весной 2010 года Госдума в преддверии сентябрьских выборов приняла программу «Новые дороги городам России», в рамках которой выделялись средства на ремонт магистралей к сентябрю. Так, Томск на эти цели получил 500 миллионов рублей.
«Было понятно, что освоить эти средства в срок и провести ремонт дорог до выборов было невозможно. Нам был дан путь решения проблемы: Госдума законодательно закрепила возможность через создание муниципальных автономных учреждений — МАУ — обходить требования 94-го федерального закона. Было принято решение создать МАУ «Городское благоустройство», — пояснил Николайчук.
Он рассказал, что был создан наблюдательный совет МАУ. Именно он принимал решения, какие подрядчики будут работать, на каких объектах и какие объемы они будут выполнять.
«Томские дорожники к этому времени не могли конкурировать с предприятиями из соседних регионов. Даже наиболее сильное дорожное предприятие области — ДРСУ — не могло составить им конкуренцию. Комбинат благоустройства города тем более не имел ни современной техники, ни специалистов, ни ресурсов. Не способны были выполнить такие большие объемы работ и другие «карликовые» дорожные конторы в городе», — сказал подсудимый.
Он отметил, что в то время, согласно соцопросам, наибольшая удовлетворенность жителей состоянием дорог была именно в Кемерово. Тогда Николайчук договорился с главой города Владимиром Михайловым, который познакомил его с руководителем базового дорожно-строительного предприятия Кемерово — «Кузбассдорстрой».
«Я отправил в Кемерово моего заместителя Резникова и работников департамента городского хозяйства, в том числе Черноуса, изучать их опыт. После возвращения было принято решение согласиться с предложением «Кузбассдорстроя». Им же было предложено открыть в Томске дочернее предприятие. Именно таким образом появился «Томскдорстрой», — сказал экс-мэр.
По словам Николайчука, есть акт выполненных работ на Московском тракте на сумму 20,4 миллиона рублей, подписанный Черноусом в сентябре 2011 года. До конца года было еще три месяца, которых, по словам экс-мэра, должно было хватить для проверки объема работ.
«Гособвинитель пытается доказать суду, что я не дал возможности Черноусу и его исполнителям качественно проверить сметные расчеты при подписании актов выполнения работ на эту сумму, в результате чего они допустили превышение на 4,7 миллиона... Как можно предъявлять мне обвинение, что я своими действиями, давая поручение подготовить пакет документов на оплату выполненных работ, привел к нарушению сметной стоимости? Я не сметчик, и в мои обязанности никогда это не входило... Я понимаю, что для прокуратуры я всегда во всем виноват, но хоть какой-то здравый смысл должен быть», — заявил Николайчук.
Он отметил, что было два варианта передачи денег подрядчику — через суд, о чем ранее говорил Черноус, из через субсидию. Именно второй вариант был одобрен гордумой в феврале 2012 года. Он был также одобрен Счетной палатой и прокуратурой.
Николайчук также заявил, что качество выполненных работ было проверено экспертами ТГАСУ, которые дали им высокую оценку.
«С учетом вышеизложенного ничего противозаконного в своих действиях я не вижу. Я действовал исключительно в интересах города, никаких личных амбиций не реализовывал, в чем меня тоже обвиняют. Ничьих интересов не лоббировал, никаких серьезных нарушений, тем более, преступлений, при ремонте Московского тракта не допускал», — сказал экс-мэр.
Напомним, 1 октября 2014 года Николай Николайчук был задержан и этапирован в Томск из Крыма. Экс-мэру инкриминируют превышение должностных полномочий. В данный момент он находится под домашним арестом, который последний раз был продлен до 22 октября. В начале мая суд начал рассмотрение дела по существу.