18 октября, пятница
+9°$ 97,15
Прочтений: 50770

Михаил Бегун: «Надо готовиться к тому, что вода подойдет под дома»

Михаил Бегун: «Надо готовиться к тому, что вода подойдет под дома»
Фото: Дмитрий Кандинский

Глядя на количество снега, скопившегося за зиму, томичи и жители области с тревогой ждут предстоящего паводка. Да и прогнозы специалистов звучат тревожно: некоторые считают, что нынешний паводок может превзойти по силе потоп 2010 года. Чего ждать от предстоящей весны, и какие меры предпринимаются для того, чтобы минимизировать возможный ущерб, порталу рассказал замначальника ГУ МЧС по Томской области Михаил Бегун. Он, кстати, смог выделить для интервью очень короткое время между двумя совещаниями. А накануне он вернулся из двухдневной поездки по районам области.

— Как я понимаю, ваша командировка была связана с подготовкой к паводку. Какие места и населенные пункты вызывают в этом году наибольшую тревогу?

— В ответе можно выделить два блока. Чего ждет область — один блок, это прогнозная часть. Понятно, что все мониторят, следят, смотрят за запасами снега, ищут аналоги в прошлом по снегу, воде, температуре. И все же сейчас все оценки приблизительные, вероятностные.

Окончательный, самый точный прогноз уровня паводка будет обнародован 4 апреля. Но в любом случае ледовую разведку уже произвели. Места подрывов уже определили и утвердили. В результате конкурсных процедур определены профессионалы, которые будут ими заниматься. 27 марта будет произведен первый подрыв льда на Томи.

Независимо от того, что говорят прогнозы, должны быть подготовлены подсистемы, связанные с компетенцией и полномочиями глав районов. Это и есть второй блок. Проверкой территориальных подсистем занимается межведомственная группа в ходе таких поездок, а для отдаленных районов — дистанционно.

Так, 20-21 марта проверялась работа Молчановского и Могочинского районов по подготовке к паводку. В Могочино районные власти к возможному переливу воды через дамбу оказались не готовыми, хотя сама могочинская дамба как гидротехническое сооружение находится в хорошем состоянии. Кроме того, в Кривошеинском районе были проведены двухдневные командно-штабные учения по паводку и по системе гражданской обороны в целом, включая условия военного времени.

В ходе проверки всегда обращаем внимание на документы. Если есть порядок в планах эвакуации, планах действий в соответствующей обстановке, значит, он есть и в головах. Знаем, чего мы хотим и как будем действовать.

— А что вы скажете о самых северных районах?

— Самая напряженная обстановка может сложиться в Колпашевском, Парабельском и Каргасокском районах. Стрежевой, с которым мы работаем дистанционно, в подготовке к весенним паводкам всегда является лидером. Мы в отношении северного города даже придерживаемся позиции: зачем мешать, людей отвлекать, если они и так все, что следует, делают? Оцениваем только так называемые реперные точки и видим, что Стрежевой опасений не вызывает. Александровцы в этом году тоже молодцы, стараются.

— Вернемся к Томску и Томскому району.

— Да, это основное. Тем более что Томский район попадает под серьезную проверку федерального округа.

Мы ждем две волны паводка. Первая — это та вода, которая стечет сразу в ходе таяния снега и которой в случае дружного таяния некуда будет деваться. Все соберется в низинах.

— То есть Черемошники, район Московского тракта?

— Да-да. Плюс окрестности Ушайки. Вода подойдет под дома. И мы сразу предупреждаем: к этому надо готовиться.

Вторая волна паводка будет связана с подъемом грунтовых вод после прихода воды с гор Алтая. Для горожан она больше всего чревата подтоплением подвалов и выходами воды на поверхность. Бороться с явлением, которое происходит из года в год, сложно. Метод один: гидроизоляция подвальных помещений — для собственников-организаций, подъем всех припасов из подвалов — для владельцев частных домов. В северных районах люди это делают, а в областном центре почему-то нет.

В городе многое делается, вывозится снег, но этого недостаточно. Линии ливневой канализации, оказавшиеся бесхозными, разрушаются. Есть сложности с информированием населения в Томске. Когда к людям никто не идет и не предупреждает их, они могут не осознавать степень опасности. А в городе практически нет подворового обхода в частном секторе.

— Жители Черной Речки, пережившие три года назад наводнение, страшатся за себя и свое имущество. К порогам домов подступала вода и в Курлеке…

— Таких заторных явлений, которые сопровождали вскрытие Томи в 2010-м, быть не должно. В этом году лед на Томи не очень крепкий и не очень толстый. Но все же по всем прогнозам вода в Черную Речку зайдет. Что делать людям? Вот, например, в Чаинском районе люди, которых подтапливает из года в год, хорошо знают, что делать. Они вещи поднимают на чердак.

Документы свои складывают в водонепроницаемые пакеты. Запас продуктов у них готов. Главы сельских поселений заранее готовят пункты отгона скота и запасы кормов. А в Черной Речке в прошлый раз некоторые люди отказались отгонять скотину и сами не вышли. Не поверили, к сожалению.

В случае самого неблагоприятного сценария может подтопить около 18 населенных пунктов Томской области и низинные микрорайоны Томска. Сейчас идут постоянные замеры и снегозапасов, и толщины льда. В селах пройдут сходы граждан — это одна из мер предупредительного характера. На них сообщат, как подадут сигнал тревоги, какие действия будут, назовут места отгона скота.

— Куда жителям можно обращаться для получения информации?

— В первую очередь, это номер 005 — оперативно-дежурная служба Томска. Второй номер 69-99-99 — телефон доверия главного управления МЧС, он же телефон доверия. В случае чрезвычайной ситуации, когда требуется помощь пожарных и спасателей, звоните на номера 01 (с сотового 010) и на 112.

Смотрите также