21 ноября, четверг
0°$ 100,22
Прочтений: 44873

Николай Чаринцев: «Мы убираем снег всей доступной нам техникой»

Николай Чаринцев: «Мы убираем снег всей доступной нам техникой»
Фото: Дмитрий Кандинский

Снегопады в этом году заставили томичей понервничать. Кто-то вышел в сугроб прямо из подъезда, кто-то несколько раз опоздал на работу, пробираясь через заснеженные тротуары к остановке. Почему нельзя убрать весь снег сразу? Зачем на зимнюю уборку пригласили трудовых мигрантов? Об этом и не только наш корреспондент поговорила с директором «Спецавтохозяйства» Николаем Чаринцевым.

— Первый вопрос о нормативных сроках уборки снега. Постоянная критика отсылает на ГОСТ, по которому через четыре часа после снегопада улицы должны быть чистыми.

— Давайте начнем с того, что сразу все улицы во время и после снегопада убрать невозможно. Для очистки улиц по ГОСТу в течение четырех часов необходим соответствующий парк. Мы же работаем с тем количеством техники, которое на сегодняшний день есть в распоряжении предприятия. Это 200 единиц, из которых 138 — это парк «Спецавтохозяйства», остальное — подрядчики.

Второе — это порядок, в котором мы чистим снег. В городе определены четыре категории улиц по степени загруженности. Нулевая категория — это проспект Ленина от улицы 5-й Армии до Лагерного сада, первая — проспект Мира, Елизаровых, вторая категория — такие улицы, как Московский тракт, Гагарина, Большая Подгорная. В самую последнюю очередь добираемся до третьей категории — это небольшие улицы, как в частном секторе Степановки, Черемошников, здесь убираемся четыре раза в месяц.

— И в чем справедливость такого распределения?

— В том, что в первую очередь мы обязаны обеспечить доступность проезжей части для автомобилей, спецтехники МЧС и «скорой», а также общественного транспорта после снегопада. Объемы вывозимого снега с территорий тоже зависят от категорий улиц. К примеру, для третьей категории вывоз снега вообще не предусмотрен.

— А за территорию жилых районов кто отвечает?

— За состояние внутриквартальных проездов отвечает районная администрация, она и выбирает подрядчика. Дворы — на совести управляющих компаний или ТСЖ.

— Что-нибудь изменится, если «Спецавтохозяйству» привлечь больше подрядчиков?

— Мы убираем снег всей доступной нам техникой, уже привлекли всех имеющихся подрядчиков в городе. Для оптимальной и качественной уборки необходимо 280 единиц. А в нашем распоряжении пока 200. При развивающейся улично-дорожной сети Томска и существующей протяженности городских дорог предприятие элементарно не успевает. И чудес не бывает — техника просто так не появится. Потихоньку обновляем парк за счет собственных средств, приобрели восемь единиц для уличного содержания, в том числе снегопогрузчики.

— На качестве уборки это как-то отразилось?

— Для определения качества в Томске работает технадзор. Нам указывают на недостатки.

— Например, на колейность?

— И на колейность, и на зауженную проезжую часть, и на снег на тротуарах. Колейность появляется, когда мы не успеваем полностью смести снег с дороги в короткий срок. Образуется наледь. Ее нужно разрыхлять пескосоляной смесью. Но эта технология не всегда помогает. Если на улице минус 20, смесь начинает скатываться, машины набивают колею, и потом приходиться снимать ее грейдерами.

— После внезапной оттепели и резкого похолодания в январе тротуары превратились в катки...

— В основном мы посыпаем тротуары, где возможен проход техники. В прошлом году делали ручную посыпку силами подрядчика. Еще есть проблемы в остановочных карманах. Ледяной накат там получается из-за перепада температур, резкого торможения транспорта. Для решения проблемы собираемся приобрести ледоскалыватель.

— Собираемся, купим, будет...

— А как иначе? Нам необходимо пополнение парка специальными механизмами. Помните, в конце 2010 года Томск забил тревогу по поводу заснеженных тротуаров? Администрация города приняла решение. Приобрели 21 мини-трактор для уборки тротуаров. Конечно, сегодня их нужно уже 27, но и имеющиеся работают, обеспечивают проход пешеходам. В 2012-м изучили вопрос, что не на каждом тротуаре может работать техника, поэтому создали специальное подразделение для ручной уборки.

— И пригласили иностранный десант?

— Не только. Трудоустройство иностранцев связано больше с текучкой кадров, она превышает 50 процентов. Бывает, мы принимаем на работу десять человек, они получают спецодежду, специнвентарь. А на следующий день половина не выходит на работу вместе со спецодеждой.

— Может быть, платите мало?

— Заработную плату дворникам мы увеличивали последние три года. Это непростой труд. Человек убирает снег шесть рабочих дней в неделю. Без перерыва на обед — восемь часов, с перерывом — девять. Смена начинается в шесть-полседьмого утра. С 1 января этого года максимальная зарплата дворников составляет 16 тысяч рублей.

— В Интернете судачат, что иностранцы получают больше томичей.

— Когда мы говорим о 16 тысячах, на эту зарплату существуют единые требования для всех. У нас сдельная оплата труда. Для получения этих денег дворник должен выполнить определенный объем работ. Это уборка больше четырех тысяч «квадратов» за смену. Если люди согласны, мы заключаем или перезаключаем договор.

— С приездом новых рабочих сколько дворников задействовано сегодня в уборке города?

— Если говорить про наше предприятие, то, как и в 2012 году: 40 дворников «САХа», плюс 40 — со стороны подрядчиков, плюс 12 граждан из Таджикистана, которые приехали летом. В конце января мы приняли на работу еще 36 трудовых мигрантов, другие 14 выйдут на улицы в скором времени. Всего на данный момент у нас 40 вакантных мест.

— На управление техникой есть вакансии?

— Сейчас у нас нехватка 35 водителей-механизаторов. Наверное, многие не знают, но сегодня в Томске ни одно профессиональное учебное заведение не готовит подобных специалистов. У нас есть учебный класс, институт наставничества, бригадиры... Но нет обученных людей. Последние четыре года берем ребят на летнюю практику из СУЗов.

— Поговорим о вывозе снега. Зачастую на обочинах такие сугробы…

— Логистика вывоза снега — большой вопрос. Снег должен в кратчайшие сроки вывозиться с территорий. Проспект Ленина, например, должен быть полностью очищен. Желательно, чтобы снегоотвалы находились как можно ближе к месту уборочных работ. Но ситуация граничит с проблемами экологии и охраны окружающей среды. Сегодня есть четыре снегоотвала: район улиц Высоцкого, Вицмана, Мостовой, поселка Хромовка. Не со всех частей города туда попадаешь быстро. Есть пятый, резервный снегоотвал, в Предтеченске, но там проблема доступности из-за переезда.

— Еще один не самый приятный для вас вопрос — безнадзорные животные.

— Вы про обвинения общественников в нашу сторону? Когда приют «Добрые руки» и другие организации возмущались, мол, безобразие, столько «вбухали» денег в «САХ», да на эти средства можно было столько приютов построить, всех стерилизовать…

— Видимо, можно было?

— Это аукцион, публичная процедура на сайте госзакупок. Заявляйтесь, участвуйте. Мы встречались с зоозащитниками на дискуссионной площадке, где они в один голос заявляли, что подготовят свои программы, подадут документы и покажут всем, как надо работать с животными. Я с ними согласился. Городу действительно нужно специализированное сертифицированное учреждение для работы с животными. «САХ» — это совсем другое. Пожалуйста, создавайте, мне не надо ни денег, ни этого занятия. Аукцион был в июне прошлого года, но никто так и не подал заявку. И опять все ложится на наше предприятие.

— В прошлом году в городе заговорили о новой системе вывоза и захоронения бытовых отходов. Вроде как хотели, чтобы деньги от населения шли напрямую на полигон, а перевозчики получали бы только за вывоз мусора.

— Сейчас мы ищем пути решения. Основная проблема в том, что население платит управляющим компаниям за вывоз мусора, но некоторые бухгалтерии этих компаний забывают рассчитаться со «Спецавтохозяйством» и другими профессиональными перевозчиками. Сегодня только перед «САХом» долг 33 миллиона рублей. Не менее 90 процентов жилого фонда обслуживает наше предприятие, а сертифицированный полигон под захоронение ТБО в городе только один и находится на нашем обслуживании. Соответственно, мы не дополучаем деньги ни за вывоз, ни за полигон. Чтобы этого избежать, нужно организовать оплату мусора через единый расчетный кассовый центр, который транзитом будет отправлять деньги перевозчикам и на полигон, минуя бухгалтерию управляющих компаний. Вот и думаем, как это сделать.

— Видеоконтроль на мусоровозах. Есть результаты установки камер?

— Подчеркну, что камеры — это в первую очередь решение хозяйственных вопросов нашего предприятия. В частности, выполнение работниками своих обязанностей. А также это способ решения спорных ситуаций с заказчиками: организациями, теми же управляющими компаниями. Они могут сказать, что не было вывоза, отказаться платить, а мы им покажем картинку. Чтобы не потерять клиента, надо работать аккуратно.

Другая задача — показать, сколько на сегодняшний день оплачивается отходов, сколько нет. Например, управляющая компания заключила с нами договор на обслуживание 200 человек в десятиэтажном доме, мы устанавливаем контейнеры согласно нормативу накопления ТБО, определяем периодичность вывоза. Но контейнеры постоянно переполняются, хотя мусор вывозится регулярно. Начинаем разбираться, в чем причина. Иногда выясняется, что компания подает недостоверные данные по численности: в доме живет не 200, а 250 человек.

— Получается пересматривать договоры?

— Да. Договоры корректируются, и емкости доставляются. Еще в течение трех месяцев прошлого года «САХ» проводил инвентаризацию всех своих маршрутов и всех контейнерных площадок. Получилось, что за четверть отходов, попадающих в наши контейнеры, вообще никто не платит.

— В 2010 году громко заявили о проекте мусороперегрузочной станции, после опрессовки на которой бытовые отходы попадали бы на полигон. Планы не сбылись?

— Мы хотели запустить ее до конца 2012 года, но долго искали подходящий земельный участок, проходили согласования, вносили в Генеральный план. Все оборудование для станции уже в Томске и готово к монтажу. Осталось провести проектно-изыскательные работы, пройти экспертизы, экологов. В качестве площадки выбрана территория в конце Иркутского тракта. После этого запустим станцию. Определили срок до конца второго квартала этого года. Но я надеюсь, что станция заработает уже к маю.

— И что это даст городу?

— Основная задача — решить вопросы логистики и экономики вывоза мусора. На данный момент наши мусоровозы доставляют отходы на полигон в Сурово-Сухоречье — 25 километров от города в одну сторону. А это временные затраты, топливо, невозможность оперативно вернуться в город и продолжать обслуживать контейнеры.

— Как будет работать станция?

— Две линии будут принимать все объемы мусора от «Спецавтохозяйства». Есть запас приема отходов от сторонних организаций. В проекте заложили монтаж третьей линии, это перспектива приема всего городского мусора. Сначала на линиях отходы будут прессоваться в контейнеры, а контейнеры загружаться в «мульти лифты» — специальные КамАЗы. Их три штуки. Достаточно для того, чтобы бесперебойно доставлять мусор в Сурово-Сухоречье.

— Если говорить в целом о деньгах, выделяемых сегодня на уборку города, их достаточно?

— На зимний сезон в контракте заложено 199,4 миллиона рублей — это обеспечение снегоуборки 8,4 миллиона квадратных метров городской территории. Для понимания возьмем все городские магистрали, по которым движется транспорт, и все прилегающие к ним тротуары, плюс вывоз снега. Сегодня денег столько, сколько наше предприятие способно отработать имеющимся количеством собственной и привлеченной техники, а также штатом сотрудников. Однако требования в зимний сезон таковы, что дороги необходимо вычищать до прибордюрной части. Должен быть виден технический тротуар.

— И что этому мешает?

— Лучше сказать, что этому способствует. Оперативная и качественная уборка — это покупка дополнительной техники или привлечение машин новых подрядчиков с необходимым парком (которых в Томске сегодня нет), обучение на эту технику механизаторов, отремонтированная база. Тогда вся территория города будет объята одновременно и убрана в срок. Когда это случится, можно рассуждать о достаточном или недостаточном финансировании.

Смотрите также