Николай Николайчук: «О банкротстве города не может быть и речи»
За три года в Томске построены три новых дороги Клюева — Балтийская — Елизаровых, появилась пушкинская развязка, обновлен парк муниципального транспорта, построен первый социальный дом. Автолюбители узнали новое слово «чипсил», а журналисты стали изучать муниципальный долг. Все эти события выпали на долю нынешнего мэра Томска Николая Николайчука, которому еще два года предстоит управлять городом. Что уже сделано и что еще предстоит сделать за это время, он рассказал в интервью нашему порталу.
— Николай Алексеевич, последнее время много разговоров о дефиците бюджета на городские программы. Там и тут слышим о муниципальном долге.
— Чтобы критиковать за муниципальный долг, нужно понять, что это такое. И почему 50 процентов, из чего все сложилось. Возьмем для сравнения семью. Два супруга зарабатывают 500 тысяч в год. Это доходная часть их бюджета, расписанная на необходимые затраты. Но жена захотела сделать ремонт в квартире, и их годовые расходы выросли на 50 тысяч. Вопрос: где их взять? Муж идет в банк за кредитом. Получается, что ремонт вы делаете в долг, по которому придется платить еще и проценты. На следующий год муж захотел обновить машину, но нужно доплатить еще 50 тысяч. Зарплату обоим супругам не повысили. Откуда деньги? Снова в банк. Там спросят доходы семьи — 500 тысяч. Прикинут, что два кредита в сумме 100 тысяч, 20 процентов от доходов, согласятся дать еще денег. Когда возникнет еще какая-то потребность, то оба супруга уже задумаются, стоит ли в третий раз идти в банк.
— Городу тоже стоит задуматься.
— Городу нужно думать, как выполнять обязательства. Бюджет Томска на протяжении 12 лет принимался и исполнялся с дефицитом, то есть жили в долг. Так, к концу 2012-го этот внешний долг составит 2,6 миллиарда рублей, может, чуть меньше.
— При таких долгах Томск — банкрот?
— Ни в коем случае. О банкротстве не может быть и речи. При подходе к отметке в 50 процентов сложнее договариваться с банками. Но у города есть муниципальные ценные бумаги. В этом году мы разместили их на миллиард, тем самым снизили проценты по кредиту с 10,8 до 9,8. Только на одном размещении миллиарда десять миллионов сэкономили по обслуживанию внешнего долга. Дополнительно нивелировали риски недостатка необходимых денежных средств.
Сегодня финансовые институты нам доверяют, поэтому дают возможность без сильных потрясений финансировать основные расходы. Муниципальный долг, дефицит бюджета стали элементом политического шантажа. Одни говорят, что городом плохо управляют, другие заявляют что-то еще. Но это никак не связано с экономикой и хозяйством, иначе бы мы не разместились под такой низкий процент. Нам бы не было доверия со стороны финансовых институтов.
— Но сумма-то немаленькая. Как и сколько времени будете ее погашать?
— Для начала в 2013 году мы выходим на бездефицитный бюджет. В конце года могут появиться доходы или что-то сократим — мы эти деньги не потратим. Спишем часть задолженности. Если нарастим собственные доходы, к примеру, за счет продажи земли, либо налоги в городскую казну будут собираться лучше, или часть налогов передадут из субъекта федерации, все это пойдет на погашение внешнего долга. На сегодня строители должны 600 миллионов за аренду земли, не со всех компаний получится собрать эти средства, так как многие просто разорились. Но минимум
треть денег мы взыщем в бюджет.
— Какие налоги передадут в город?
— Уже есть поручение губернатора, чтобы отдать нам 30 процентов от упрощенного налога,
который собирается с малого бизнеса. Это около 300 миллионов, довольно прилично. По-хорошему, нужно упрощенный налог полностью отдать всем муниципалитетам, не только Томску. Например, наш город получит дополнительный миллиард рублей в год собственных доходов. Главы будут кровно заинтересованы в поддержке и развитии малого бизнеса, чтобы пополнять бюджет налогами от предпринимателей.
— В свое время вы выступили с предложением по выделению средств из областного дорожного фонда на город. Эта инициатива так и осталась без внимания?
— Во-первых, это требование федерального законодательства, чтобы областной центр получал определенные деньги. Там написано: не менее пяти процентов дорожного фонда должно тратиться на дороги поселений, к коим относится город. Во-вторых, мы должны четко определиться: в Томске такая-то пропорция дорог или считайте по населению — в Томске живет половина области. Пожалуйста, отдайте 50 процентов от этих пяти процентов на дороги. Данная позиция абсолютно правомерна, я стою на своем и буду продолжать говорить. Но мне не отвечают ни да, ни нет.
— А строительство новых дорог? Что будет после пушкинской развязки? Не боитесь, что в Томске подобных масштабных проектов уже не увидим? Какие планы на 2013 год?
— Опасения есть, но нужно работать. На конец 2012-го у нас есть в заделе проектная документация на строительство и капитальные ремонты. Первое: на стадии завершения проект тоннеля в районе Богашевского тракта для разгрузки переезда на Мокрушина. Второе: в декабре будет готов проект реконструкции проспекта Ленина, здесь есть понимание губернатора в поисках финансирования в Москве. Третье: продолжение строительства левобережной дороги. Четвертое: центральный мост через Томь — очень дорогостоящий проект, но, если мы сумеем его защитить с развязками, подъездами, эстакадой через Ленина, город получит новое транспортное кольцо с выходом на левобережную дорогу.
— Много споров о ней, обвинений. Не жалеете, что начали строить?
— Все говорят, как будто мэр Николайчук придумал строить левобережку. Но это сегодня мы нарабатываем проектную документацию для получения финансирования из центра. В 2008 году ничего не было, кроме проекта левобережной дороги 1975 года. В Минэкономразвития появились свободные средства, у Томска — шанс их получить. Мы поехали в Москву, защитились и начали строить. Потратить эти средства на что-то другое мы не могли — они целевые. К тому же, в перспективе дорога на левом берегу — отличное развитие территории.
— Но вместо того, чтобы выбить деньги на пушкинскую развязку, вы занялись левобережкой...
— В 2008-м я был инициатором доработки проекта по улице Пушкина. Сначала в документации 1984 года развязка была одноуровневой, потом, спустя 25 лет, там появилась эстакада, которая выходила на узкие улицы. Чтобы начать строить такой объект, нам бы пришлось отрезать Иркутский тракт от города. Объездного пути тогда не было. Поэтому сначала мы закончили Клюева, Балтийскую и Елизаровых.
По развязке проектировщики работали «с колес» два года — просчитывали, планировали, рисовали. В 2010 году руководство страны приняло решение выделить средства на ее строительство. Полторы недели назад мы открыли не только развязку, а объект с новыми широкими улицами, эстакадой, реконструированным путепроводом, световыми опорами, коммуникациями.
— Водители говорят, что чипсилом вы испортили томские дороги. Жалуются на то, что во время ремонта щебень летит в стекла.
— Хочу подчеркнуть, что чипсилом мы не ремонтируем дороги, а сохраняем. Напомню автолюбителям, что мы начали наносить дорожную «одежду» с проспекта Фрунзе. Можно плюсы и минусы ставить. В каком эта улица была состоянии, помните? Благодаря примененной технологии она хотя бы не развалилась. Да, есть «волны», но это связано с плохим и неровным дорожным полотном, на которое наносился чипсил. Вся эта мастика пролилась в трещины и сохранила это абсолютно плохое полотно хотя бы в том виде, какое оно было в 2010 году. Иначе сегодня там было бы невозможно проехать. Потом была улица Нахимова — нареканий нет, проспект Мира, Иркутский тракт.
— И все же автолюбителям такая дорожная «одежда» не нравится.
— Она не нравится и дорожникам. Потому что это риски. Дождь, или как на Комсомольский вышли в низкий температурный режим — и отработали «в ноль». А автомобилисты негодуют, потому что нет дисциплины на дорогах. Разбитые фары и стекла — это, в том числе, правовой нигилизм. Кто-то соблюдает правила дорожного движения, скоростной режим 40 километров в час на время ремонта, а кто-то несется навстречу, выбивая из-под колес щебень. И в этом виноват мэр. Я должен ловить каждого за руку? Чипсил в городе применяться будет, но с условием внедрения фотофиксации нарушений. Когда найдем деньги на другие улицы, будем устанавливать такие аппараты, и пусть бюджет пополняется за счет штрафов для нарушителей скорости.
— В городе три года не поднимался тариф на перевозку в общественном транспорте. К вам уже приходили перевозчики. О чем договорились?
— Приходят, мы пока в процессе диалога. Требуем от них объединения. Нам важно понимать, кто будет отвечать за обслуживание одного маршрута, за качество, выполнение графиков, интервалов, чтобы не бегать за каждым хозяином автобуса. У перевозчиков есть понимание схемы «один маршрут — один перевозчик». Когда произойдет объединение, будем разговаривать дальше. До этого момента никаких встречных шагов со стороны администрации не будет.
— А зачем заявляли об изменении маршрутной сети?
— Было такое предложение моих подчиненных, но я остановил обсуждение. Томичи привыкли к сложившимся маршрутам. Сейчас лучше думать о доступности новых жилых районов. Там — да, транспорт появится.
— Закупка автобусов для парка ТТУ в 2008-м была ошибкой?
— Пока этот вид муниципального транспорта развивать не будем. Мы подвели итоги. Автобусы стояли на самых «социальных» маршрутах — туда, куда в 2008 году частный перевозчик ездить отказывался. Это поселки Дзержинский и Спутник. Жители Дзержинки даже трассу перекрывали. Пусть это было невыгодно, но удаленные районы мы обеспечили транспортом. Отработали в убыток.
С наведением порядка и объединением перевозчиков мы готовы сдать 24 автобуса в аренду. Уже есть желающие. Частники работают в других условиях, как малые предприятия. А там упрощенное налогообложение. В то время, как предприниматели платят шесть миллионов налогов в квартал, ТТУ за последние 2,5 года заплатило 300 миллионов. Нужно признаться, что в таких условиях муниципальный автобусный парк с ПАЗиками конкурировать не может.
— А как же рейсы в отдаленные районы?
— Эта функция автобусов сохранится, в том числе проезд по социальным проездным. Мы же отдаем автобусы в аренду и не несем убытков.
— С электротранспортом тоже простимся?
— Нет. Есть задача продолжить развитие троллейбусного парка. Сейчас мы практически полностью погасили первый лизинг по 12 троллейбусам и десяти трамваям. По 48 низкопольным троллейбусам мы прошли пик платежей. Следующий год еще проплатим, а к 2014-м будем готовы приобретать новый электротранспорт. В этом плане есть хороший опыт у соседних городов. В Новосибирске появились троллейбусы на автономном ходу 42 километров. С таким подвижным составом Томск получит новые перспективные направления без дорогостоящей протяжки контактной сети. Это Академгородок, Нахимова, Клюева. Переговоры уже ведутся.
— Вы часто говорите, что маршрутники не выполняют графики, однако ни одного троллейбуса после девяти в городе нет.
— После того как передадим в аренду автобусы, будем потихоньку выводить троллейбусы на график до одиннадцати вечера. У нас начал работу муниципальный центр контроля пассажироперевозок. Условия равные для всех. Будь-то частник или троллейбусный парк. Федеральное законодательство требует установки ГЛОНАСС-навигации на каждую единицу транспорта. Мы будем видеть всю картину: кто бросил и не поехал. Сейчас, если маршрутник нарушает утвержденное расписание, ему ничего не грозит. С объединением предпринимателей и введением контроля мы сможем применять санкции к недобросовестным перевозчикам.
— В этом году в Томске пик незаконных строек. Неужели нельзя было пресечь работы на этапе фундамента?
— Основная проблема — пробел в законодательстве. Мы говорим: стройка незаконна, но предприниматели, по сути, никаких законов не нарушают. Они идут и регистрируют дома. По факту мы видим нарушение, а по форме — нет. Сегодня я не могу остановить человека, который строит на частной территории дом в 101 квартиру. Такой объект есть у нас в Томске. Он может мне сказать, что у него 101 родственник. Здесь вопрос не к недобросовестным застройщикам, что пользуются недочетами в законодательстве, а вопрос к нам, к властям. С этим сталкиваются и другие города. Нужно принимать региональные законы, закрывать эти пробелы. А пока нормативной базы нет, на сайте администрации мы отметили на карте все незаконные стройки таких многоквартирных домов. Чтобы томичи понимали, кому они понесут деньги. И покупая квартиру в таком самовольном строении, они сами отвечают за это решение.
— Мэрия тоже обожглась на Заливной, 19. Что теперь будет с сиротами?
— Они разделились на два лагеря. Большая их часть никуда не хочет съезжать. Их можно понять: кому хочется вновь жить в ожидании квартиры. Заставить освободить жилплощадь насильно мы не можем. Хотя по решению суда застройщик был готов вернуть деньги в бюджет. Так как большинство новоселов хочет остаться, строительная организация за свой счет пройдет полную экспертизу, проведет необходимые коммунальные подключения. А там посмотрим, что делать дальше.
— В марте вы обещали, что к концу года очереди в садики для ребятишек с трех до пяти лет почти не будет. Но она осталась...
— 1 сентября, когда мы раздали путевки для трехлеток, в очереди оставалось 600 их ровесников. Рождаемость в Томске в последние годы растет, и все больше трехлеток празднует свой день рождения в 2012 году. Никакое строительство дошкольных учреждений с таким темпом рождаемости не справится. Поэтому очередь к концу года будет порядка 1 700 человек. Мы ищем другие пути решения проблемы с садами. У нас есть программа, по которой родители получают из бюджета четыре тысячи рублей за посещение их детьми групп присмотра в частных садиках. Это для дошколят от полутора лет. Уже 1 100 семей по программе проходит. И им, и городу это выгодно. Не нужно первоначальные затраты нести по созданию всей инфраструктуры. Сначала построй здание, подведи коммуникации, потом набери персонал и так далее. Мы надеемся, что таких наработок будет все больше.
— Помните, с экс-губернатором у вас была такая программа: «выгнать» всех из помещений, которые раньше забрали у детских садов. Не получилось?
— Там, где это экономически выгодно, мы все сделали. Там, где такие действия приводят к сумасшедшим затратам, когда надо вкладывать больше, чем на новое строительство бы понадобилось, — нет. Что возможно было, мы перепрофилировали, вернули детским садам. Пять объектов уже ввели по пррспекту Ленина, 11, и 6, улицам Алтайской, 78/1, Водяной, 15а, переулкам Лесному, 6, и Лазо, 8.
— И последний вопрос: через два года будете участвовать в выборах мэра?
— Через два года скажу.