3 июля, среда
+25°$ 87,99
Прочтений: 52380

Павел Волк: «Культура должна стать мобильной»

Павел Волк: «Культура должна стать мобильной»
Фото: Дмитрий Кандинский

«Дайте мне немного оглядеться», — так отреагировал Павел Волк на просьбу портала рассказать о планах, намерениях и грядущих изменениях в отрасли вскоре после его назначения на пост начальника областного департамента по культуре. Два месяца форы он использовал для поездок в районы региона. Асино, Первомайка, Кожевниково, Кривошеино, Парабель, Белый Яр, Подгорное, Кедровый, Бакчар — и это далеко не полный список. Назвать эти марш-броски знакомством с «хозяйством» было бы неправильно — все-таки Павел Леонидович 33 года в культурной отрасли и, будучи директором колледжа культуры и искусства, побывал во всех уголках области. Зато для муниципалитетов и работников культуры эти встречи были знакомством с новым руководителем и попыткой понять, чего от него ждать — перемен или продолжения прежнего курса.

— Павел Леонидович, каковы ваши первые впечатления от поездок? Какие последуют выводы и решения?

— Я только что вернулся из Кедрового. По словам старожилов культуры этого города, последний раз «живого» начальника своего департамента они видели в прошлом веке. И это был Валерий Иванович Щербаков.

Один из выводов, которые я за эти два месяца сделал, неутешительный. Нельзя говорить о существовании единого культурного пространства в области. Его у нас нет. Проанализировав отношения между областным департаментом и муниципальными образованиями, с одной стороны, и взаимоотношения между различными субъектами культурной деятельности, с другой стороны, ситуацию могу охарактеризовать стандартной фразой из учебника истории советского образца: «феодальная раздробленность». Системных взаимодействий нет нигде. Есть разовые контакты. Есть совместная работа по каким-то акциям, но не системная работа.

— Межведомственные перегородки существуют не только между городской и областной культурой или культурой вузовской и между государственными и коммерческими учреждениями, но и среди учреждений, подведомственных департаменту. И радуешься, когда театры начинают сотрудничать с музеями, или музеи с филармонией…

— Вы правы, это так. Между тем, существует давно установленная закономерность, что наибольший эффект от действий возникает тогда, когда все усилия субъектов направлены на одну цель. То есть когда есть скоординированное взаимодействие. А когда его нет, возникает ситуация, как в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Каждый тянет одеяло на себя. Это печально. Потому что все заинтересованы в одном — в развитии культуры. Я не встретил за эти два месяца ни одного человека, который жил бы по принципу «чем хуже, тем лучше». Все стараются изо всех сил. Но из-за того, что нет взаимодействия, нет координации, нет согласованности действий, гора рождает мышь.

Я очень много выслушал высказываний, произнесенных с легкой горечью, что последние годы департамент не очень активно стремился работать вплотную с муниципалитетами районов области. Понятно, что есть 131-й закон, по которому район живет своей жизнью, сам решает свои проблемы. Но этот же закон предоставляет определенные права субъекту. Я вижу здесь очень большой объем работы, чтобы привести эти вертикальные связи в работоспособное состояние. Потому что селу нужна помощь, и помощь самая разная — организационная, методическая, консультационная. На мой взгляд, это одна из основных функций департамента и областных учреждений культуры. Потому что в районах есть творческие силы, которые при правильной организации дела могут стать яркими явлениями культурной жизни региона. Туда можно возить людей, это можно показывать, пиарить…

Должен заметить, проблема развития муниципальной культуры — не только томская. Это проблема всей страны. Уменьшение обеспеченности культурными услугами на уровне поселений доходит до полного их исчезновения. Так везде.

— А в Томской области какая картина?

— И у нас есть населенные пункты, где нет ничего. Но надо правильно понимать, что такое населенный пункт в Томской области. По последней переписи населения есть такие места, где живет только один человек. Так что нужно знать меру. Но есть населенные пункты с численностью 50-150 человек, где тоже ничего нет. Это как раз объект для организации мобильных форм культуры. Понятно, что там не надо «садить» стационарный дом культуры или библиотеку, но регулярно туда должна приезжать машина с артистами, писателями, художниками. Это не стоит больших денег. И это нужно делать, потому что и там живут наши люди, нельзя их изолировать.
У нас один из районов, не дожидаясь «милости от начальства», решил эту проблему явочным порядком.

— Это ваш родной Асиновский район?

— Именно. У них нет специально оборудованного автобуса, но у них есть «газель», творческие коллективы и график объездов, за исполнением которого следит заместитель главы района по социальным вопросам. При таком контроле график безукоризненно исполняется. Практика асиновцев показала: телевизор есть у всех, а живое общение в дефиците, и сейчас очевиден сдвиг именно в сторону общения.

Мобильная культура, на мой взгляд, это один из основных вопросов, над которым надо серьезно размышлять. В федеральной целевой программе «Культура России» есть специальный раздел «Мобильная культура». По этой программе около 50 машин «Многофункциональный мобильный культурный центр» (ММКЦ) и примерно такое же количество «библиобусов» должно быть в каждой области. Это грантовые вещи, они должны разыгрываться по конкурсу. Но на сегодняшний момент эта схема не работает вообще, по крайней мере, в Сибири точно. У меня в планах поездка в Москву, я хочу пойти в министерство и переговорить с людьми, чтобы понять, как можно включиться в эту грантовую систему.

— Самым большим минусом предыдущей пятилетки было отсутствие региональной программы «Культура Томской области». Это признал и ваш предшественник. Отсюда и пожелание все-таки ее создать.

— Работа началась. Но надо понимать последовательность операций. Нельзя ставить телегу впереди кобылы. Сейчас происходит процесс актуализации программы развития Томской области. Внутри этой программы зашита программа развития социальной сферы. Внутри социальной программы есть раздел, посвященный развитию культуры Томской области. Как только будет готова программа развития социальной сферы, мы начинаем работать над своим направлением. Почему нельзя раньше? Объясню: до сих пор идет редактирование текста, то есть уточнение целей и задач, есть серьезные противоречия в том тексте. Однако параллельно с этим идет разработка практической части стратегии, которая называется «Долговременная целевая программа». И у нее есть несколько направлений.

Одно из них — работа с одаренными детьми. Проект будет выложен на обсуждение 30 августа на педагогической конференции. Вплотную к теме одаренных детей примыкает программа по кадрам. Если заглянуть на официальные сайты других регионов, там программа «Кадры» на самом видном месте, а у нас много лет ведутся разговоры, что с кадрами культуры в области плохо, иногда говорят, что очень плохо, а программы как не было, так и нет. Почему я вместе ставлю одаренных детей и кадры? Программа работы с одаренными детьми — это федеральная программа, для нас, для культуры, на выходе она естественным образом попадает в наш кадровый потенциал. Если ребенок одаренный, он должен стать профессионалом, а если стал, то это наш человек.

Третье направление или подпрограмма — это культура томского села. Я об этом говорил на заседании депутатской комиссии. Например, о том, что в отличие от соседних регионов наша область «слоеная». Если взять такой объективный критерий как доступность к культурным ценностям, то получается интересная картина. Наибольшей доступностью обладают жители Северска, где есть много чего интересного, но куда жителей Томска не пускают. Дальше идет Томск. За ним Томский сельский район. На четвертом месте — Стрежевой, потому что у них у самих много чего есть, и еще Нижневартовск за углом. А дальше идет все томское село, где по части доступности культурных благ самая грустная ситуация. И надо принимать меры, чтобы сельские муниципалитеты как-то активизировались. Хочу надеяться, что депутаты нашу программу томского села за счет мобильной культуры поддержат.

— А какова в связи с этими программами и подпрограммами судьба инновационных проектов из кластера культурных технологий?

— Мы посмотрели годовые отчеты. Некоторые проекты очень хорошо продвинулись. Например, художественный музей с их музейной педагогикой. Театральная педагогика в ТЮЗе тоже достаточно хорошо работает. В губернаторском колледже культурных технологий первые пять человек из бизнес-инкубатора впервые в истории защищали дипломные работы, они же проекты по бизнес-инкубатору, и — опять же впервые!— получили два диплома — о среднем профессиональном образовании и о дополнительном профессиональном образовании по менеджменту.

— Один из 12 проектов культурного кластера — создание областной консерватории на базе музыкального колледжа. Он вызвал бурю эмоций внутри самого колледжа, но что печальнее — окончательно рассорил департамент с Томским госуниверситетом, точнее с его Институтом культуры и искусства.

— Идея консерватории в Томске, конечно, красивая. Но в федеральном законе об образовании есть 29-я статья, а в ней есть 7-й пункт, в котором написано, что субъект федерации не может быть учредителем высшего учебного заведения. Что теперь? Средства под проект потрачены по делу — все ушли в инструментарий. Так что меняем идею консерватории на идею центра поддержки и развития одаренных детей и двигаемся дальше. Что касается отношений с Институтом культуры и искусств ТГУ, я намерен «зарыть топор войны», поэтому иду на встречу с ректором ТГУ Георгием Майером. Это будет историческая встреча.

— Не менее обсуждаемая тема прошлого и нынешнего сезонов — современное искусство. Говорили, что открытие филиала ГЦСИ в Томске — дело почти решенное. Уже и место определили — бывшие Гороховские склады. Необходимость «привития» этой скандальной ветви искусства на «ствол» томской культуры объяснялось тем, что Томск — инновационный не возможен без современного искусства. Говорили, что человек Запада, приезжающий к нам, должен получить тот же культурный продукт, который он потреблял у себя.

— Надо критично относится ко всякого рода высказываниям. Это во-первых. Во-вторых, посмотрите на залы, где демонстрируется классическое искусство, например, на Московский концертный зал или Константиновский дворец в Петербурге — там аншлаги. Это к вопросу о том, какое искусство сегодня востребовано народом. Когда говорят, что современный человек не способен воспринимать классическую музыку или живопись, это далеко не так. И потом, что понимать под современным искусством? Есть два варианта. То, что создается сейчас. Пример: выставка Зураба Церетели в Томске — современное искусство. А есть искусство, создаваемое…

— Маратом Гельманом, точнее, искусство пропагандируемое им.


— Вот только мне эту скандальную фамилию не приписывайте! Но вы поняли, что я имею в виду. Идея создания филиала Государственного центра современного искусства на берегах Томи никуда не ушла. Проект зреет. Но вопрос, что будут в нем показывать, это действительно вопрос. У меня есть серьезные опасения, сможем ли мы влиять на их арт-политику? Томск в отличие от индустриальных монстров — Екатеринбурга, Челябинска, где современное искусство облагораживает, оживляет промышленные зоны, немножко другой. Томск — это, прежде всего, город интеллигенции и студентов. Именно они формируют спрос на культуру. Да, есть у нас экстремальная молодежь, но она свое всегда найдет. А не учитывать интеллектуально-интеллигентную сущность Томска нельзя. Поэтому современному искусству «да», но с определенной долей настороженности.

— Не могу не спросить, чем закончилась громкая история боданий с «Театро» по поводу пристройки летнего кафе к памятнику архитектуры, где сейчас находится Дворец бракосочетаний.


— Действительно, департамент много работает по памятникам. Не проходит дня, чтобы я не подписывал пачку документов по охранным обязательствам. Конкретно по этому объекту работа перешла в стадию работы правоохранительных органов. Идут суды, арбитражные суды, штрафы… Кстати, арбитражный суд поддержал наш иск. Но надо правильно понимать ситуацию: департамент не может снести даже незаконную постройку. Чем все закончится, предполагать трудно. Но сам процесс движется в правовых рамках, и это важно. Так что история еще не завершилась.

Смотрите также