Михаил Лукашов: «Наша больница — на передовой современных технологий»
Последние два года стали для горбольницы №3 по-настоящему революционными. Причем в самом хорошем смысле этого слова, ведь медучреждение пережило настоящий информационный переворот. По количеству технических нововведений, облегчающих жизнь как врачам, так и пациентам, третья «горка» — так ее окрестили томичи — находится на передовой среди муниципальных лечебных учреждений. И опускать планку нисколько не намерена. Что же это за новшества и чего ждать пациентам в ближайшем будущем — об этом порталу рассказал главный врач горбольницы №3 Михаил Лукашов.
— Михаил Александрович, если судить по новостям на портале, то чаще всего в них мелькает третья горбольница. То вы рассказываете о внедрении электронных медицинских карт, то об электронной записи через Интернет, то о возможности пациентов пользоваться Сетью внутри больницы... Не могу не спросить, зачем вы все это делаете? Другие медучреждения города, судя по всему, вполне без этого обходятся.
— Вопрос, конечно, хороший... Наверное, все зависит от мотивации. У меня она одна: нельзя довольствоваться тем, что есть, — всегда нужно стремиться к чему-то большему. Нужно развиваться, искать, пробовать. В противном случае тебя ждет неудача.
— Почему такой серьезный упор делается на информационные технологии? Неужели это так сильно влияет на рабочий процесс?
— Влияет — как и на все сферы нашей жизни. Сегодня человек, желающий получить какую-то информацию, первым делом заходит в Интернет. Поэтому наша работа в этом направлении выглядит более чем логично. Информационные технологии — это даже не завтрашний день, а уже сегодняшний. И игнорировать веяние времени, на мой взгляд, недопустимо. Конечно, что-то я подсматриваю у коллег в других медучреждениях, что-то нахожу в книжках, но многие вещи лежат на поверхности. Главная же идея заключается в том, чтобы у больницы была своя информационная система. Давно пора уходить от бумажек — это прошлый век. Есть более современные методы работы, которые значительно эффективнее. И в этом смысле мы серьезно продвинулись. Когда я заступил на должность главврача — а это случилось в 2005 году, в третьей горбольнице было пять или шесть компьютеров, подаренных спонсорами. А сегодня ими оснащен каждый врачебный кабинет. Причем работают за компьютерами не только врачи, но и медсестры, что значительно ускоряет их работу.
— Вы сказали, что у больницы должна быть своя информационная система. Ваша уже обзавелась такой?
— Мы серьезно подошли к этому вопросу — работа велась с 2007 года. Для начали были наняты специалисты, которые изучили все бизнес-процессы в медучреждении и составили их описание. По результатам этой работы мы увидели, где нужно провести реинжениринг, то есть оптимизацию. А уже потом встал вопрос о выборе медицинской информационной системы. Мы остановились на системе «Медиалог». Причин было несколько. Во-первых, это модульная система, учитывающая все направления работы медучреждения: картотеку, звонки, расписание, статистику, учет услуг, медикаментов и так далее. Во-вторых, данная система обладает свойством, которое так ценят айтишники, — это зрелость программного продукта. Система «Медиалог» находится в лидерах по частоте использования, она имеет более 250 внедрений в России и странах СНГ. А это серьезный показатель. В Томске мы были первыми среди муниципальных лечебных учреждений, кто внедрил «Медиалог». Ожидаем, что этот процесс завершится до конца года — быстрее не получается, поскольку такое новшество не из дешевых.
— Оправдали ли себя эти перемены?
— Более чем, хотя процесс нельзя назвать таким уж безболезненным — к переменам всегда нужно привыкнуть. Главным итогом внедрения системы «Медиалог», которая объединила 150 рабочих мест в поликлинике, стационаре и части диагностических отделений больницы, стал переход на электронный документооборот. Пациенты получают легко читаемые документы, медкарту всегда можно распечатать, а в случае ее утери документ легко восстановить. Врачи же экономят время, заполняя уже готовые формы, и оперативно корректируют лечение, видя результаты лабораторных исследований, которые автоматически попадают в систему, и назначения других специалистов.
Усовершенствовалась и система записи к специалистам. К обычной регистратуре добавился call-центр, сотрудники которого работают только с телефонными звонками. Это позволило значительно сократить очереди к окнам регистратуры. Кроме того, у пациентов появилась возможность записаться к врачу посредством Интернета. Сейчас в режиме онлайн можно записаться разным врачам (травматологу, хирургу, кардиологу, терапевту), хотя, на мой взгляд, запись к узким специалистам должен вестись через терапевта, который с самого начала ведет наблюдение за пациентом и сводит результаты всех обследований в единое целое. Он и должен определять, к какому врачу направить больного. Кроме того, зачастую к узким специалистам нужно приходить с определенным набором исследований, и направление на них выдает именно терапевт. И кроме этого, любой желающий может завести мобильную карту, обратившись в регистратуру поликлиники с паспортом и полисом ОМС. Она дает возможность доступа к содержимому своей медицинской карты из любой точки мира, где есть выход в Интернет. На сегодня мобильными картами, которые были введены год назад, пользуются более 300 человек.
— То есть пациентам, это, видимо, действительно удобно. Это то, к чему вы стремились, либо эта работа еще продолжается?
— Впереди очередной этап — внедрение сайта с персональными приборами. С помощью специальных аппаратов пациенты смогут измерить свое артериальное давление, определить уровень сахара в крови и даже сделать ЭКГ, не выходя из дома. А затем, приложив прибор к сотовому телефону, передать через Интернет данные своему лечащему врачу. Это кажется фантастикой, но такая система давно применяется на Западе, где подобное оборудование стоит дешево, а посещение врача — дорогое удовольствие. У нас же все наоборот. Я загорелся идеей интеграции сайта с персональными приборами, узнав о результатах, которые эта система показала в Баварии. Там обращаемость в поликлинику снизилась на 50%, а уровень госпитализации — на 20%. Первые приборы мы приобретем самостоятельно — их цена варьирует от шести до девяти тысяч рублей — и раздадим наиболее грамотным пациентам. К сожалению, обеспечить такими аппаратами всех больных мы не сможем — это прерогатива системы ОМС.
— А есть новшества, не связанные с системой «Медиалог»?
— Конечно. От самых скромных, вроде оснащения больницы беспроводным Интернетом, до перевода системы питания на аутсорсинг — мы сделаем это первыми среди муниципальных медучреждений. Пищу для наших пациентов будет готовить специализированная организация и доставлять нам. Уже объявлен соответствующий конкурс. Кроме того, мы уже запланировали в бюджете этого года средства на закупку нетбуков для работы терапевтов на выезде. Так им не придется делать двойную работу: записывать данные о состоянии больного на бумагу, а потом дублировать это в компьютер. Еще одним новшеством станут терминальный сервер и несколько десятков терминальных станций, которые заменят компьютеры в нескольких отделениях, так как они проще в обслуживании. А с помощью информационных киосков пациенты смогут получить всю интересующую информацию, в том числе узнать расписание врачей и записаться на прием.
— Новшество прошлого года — страхование врачебного персонала третьей горбольницы от врачебных ошибок. Расскажите, как это выглядит на практике?
— Как оказалось, мы сделали это одними из первых не только в Томске, но и в России. К сожалению, врачебные ошибки были, есть и будут. Другое дело, что гражданское общество становится более сознательным, и население все чаще прибегает к судебным искам с требованием возместить ущерб, если он был нанесен. В том числе — если человеку кажется, что медицинская помощь нам была оказана некачественно. Сегодня случаи обращения в суд нередки, бывали они и у нас. Как правило, дело ограничивалось небольшими суммами, но их нам приходилось выплачивать из бюджета больницы. Теперь же, в случае врачебной ошибки, эти убытки будут покрыты страховой компанией.
Но есть другая проблема. Сегодня появились люди, юридически очень грамотные, которые делают бизнес на врачебных ошибках. К примеру, в частных стоматологических клиниках есть база данных пациентов, которые идут по этому пути: лечат зубы, а потом, найдя в работе врача изъян, вроде описки в карте, сдирают с клиники неплохие деньги. Чтобы застраховать подобные риски, мы и прибегли к страхованию врачебного персонала.
— В феврале прошла информация, что ваша больница закупила новое оборудование. В частности, речь шла о немецком автоматическом биохимическком анализаторе, аналогов которому в регионе якобы почти нет. Что это за чудо-аппарат?
— Этот аппарат способен делать очень широкий спектр анализов, что позволило увеличить перечень исследований. Он мощнее своего предшественника в три раза: прежний анализатор делал чуть больше 200 проб в час, а немецкий аппарат успевает за это же время сделать 600 проб. Повысилось и качество исследований, ведь новый аппарат оснащен программой контроля качества. Если раньше все процессы выполнялись вручную, то теперь человеческий фактор и возможность ошибок в процессе регистрации и выписки результатов исключены. Еще одно его достоинство — это надежность. По информации производителя, техника будет продолжать работать, несмотря на выход из строя каких-либо элементов, так как все модули в нем продублированы.
Кроме того, в этом году мы планируем закупить микробиологический анализатор гемокультур — бактерий в крови человека. К примеру, к нам поступает лихорадящий больной, и нужно взять у него кровь для проверки на стерильность. Сейчас в Томске эти анализы делаются вручную, на что уходит от семи до десяти дней. У нас же это будет делать специальным аппарат в автоматическом режиме, так что в 90% случаев это займет не более суток. Тем самым врач сможет назначить более рациональное лечение антибиотиками, избежав формирования устойчивых к препарату штаммов вирусов.
— Возникает вопрос: откуда вы берете деньги на все эти новшества?
— Вариантов здесь немного: это средства федеральной целевой программы «Модернизация здравоохранения», городской бюджет и собственные доходы от оказания платных услуг. Не секрет, что сегодня медучреждения испытывают серьезный недостаток финансирования. Поэтому мы стараемся расширять спектр платных услуг, причем предлагать своим пациентам что-то нетривиальное — все обычные варианты уже включены в перечень услуг, оказываемых бесплатно. Поэтому на базе третьей горбольницы открылась сомнологическая лаборатория — это чуть ли не единственное подобное учреждение за Уралом, где лечат храп. Казалось бы, банальная проблема, но вреда от нее немало. Зачастую у людей, которые храпят, во сне происходит апноэ — временная остановка дыхания. Среди наших пациентов была женщина, которая во сне в течение часа не дышала в общей сложности 40 минут. Попробуйте столько не дышать — увидите, как сильно это отразится на вашем самочувствии. Со временем у человека появляются проблемы со здоровьем: заболевания сердечно-сосудистой системы, повышение сахаров в крови, скачки давления. Как правило, людям предлагают операции, в нашей же лаборатории могут подобрать консервативную терапию.
Другая услуга, новая для муниципального здравоохранения, — это магнитно-резонансная томография. Сегодня такие аппараты есть только в федеральных учреждениях, вроде кардиоцентра. Но теперь МРТ можно сделать и у нас. Причем для пациентов, прикрепленных к нам, эта услуга будет бесплатной. Понятно, что на свои средства мы бы не смогли приобрести столь дорогостоящую аппаратуру. Поэтому мы взяли томограф в аренду у инвесторов: 30% средств за оказание услуги мы оставляем у себя, остальное платим владельцу аппарата.
На правах рекламы