Олег Асратян: «И сто лет назад Томск был «умным» городом»
Как часто, гуляя по старинным улочкам Томска, вы задумываетесь о том, что 100-200 лет назад здесь тоже кипела жизнь: люди спешили по делам, торговцы заманивали в свои магазины покупателей, извозчики колесили в поисках клиентов... Вместо асфальта была булыжная мостовая, а зачастую не было и ее, а в домах, которые нынче являются памятниками каменного или деревянного зодчества, жили такие же, как и мы, томичи — богатые и бедные, счастливые и не очень... Чем же жили горожане сто с лишним лет назад, сильно ли они отличались от нас, нынешних, и каким был наш город в то время? Об этом в интервью порталу рассказал старший научный сотрудник музея истории Томска Олег Асратян.
— Олег Сербович, как известно, переломным моментом в истории нашей страны стала революция 1917 года. А каким Томск был до этих событий — провинциальным городком или в нем уже проглядывались зачатки будущей культурной столицы Сибири?
— Уже в 18 веке наш город перестал носить статус пограничной военной крепости, которым обладал с момента основания в 1604 году. И вставал вопрос: в какую сторону развиваться дальше? Зачахнуть Томску не дали ремесленничество и торговля, которые здесь активно развивались. Немало этому способствовал Великий Сибирский тракт, который прошел через наш город в 18 веке. Он соединил европейскую часть страны с Сибирью и Китаем. Кстати, о существовании этого пути сегодня нам напоминают названия улиц — Московского и Иркутского тракта. Если смотреть документы начала 19 века, то можно узнать, что через эти улицы проходили дороги на Москву и Иркутск. Так в 18 веке Томск стал центром сибирского купечества. Практически каждый день через наш город проезжали нагруженные товарами повозки. Из Сибири в Москву везли металл, пушнину, рыбу, икру, кожу, воск и другие местные «богатства», а со стороны Иркутска, как из рога изобилия, текли товары из Китая: табак, чай, шелк. Наличие земель влекло в наш город и переселенцев, которые ехали сюда в поисках лучшей доли.
— Чем был интересен Томск проезжающим через него купцам и торговцам?
— Прежде всего своими лошадьми. Коренные жители — татары — всегда славились своим умением выращивать хороших скакунов, за ними и ехали в Томск требовательные покупатели. Вообще, лошади в жизни Томска занимают далеко не последнюю роль — неслучайно на гербе Томской губернии был изображен конь. По архивным данным, в городе было полно извозчиков, а количество лошадей превышало в 19 веке количество жителей. Поскольку город был перевалочным пунктом на пути в Москву и Иркутск, то здесь работали десятки кузниц, постоялых дворов, трактиров, бань, публичных домов. Большинство последних располагались на улице Солдатской — ныне это улица Красноармейская. Некоторые историки утверждают, что в 20 век Томск шагнул, имея славу едва ли не самого распутного города Сибири. Причем открыть бордель мог практически любой житель, заплатив несколько копеек за гербовую марку.
— А потом в городе появился свой университет...
— Да, и, пожалуй, это стало самым важным событием в жизни города. Напомню, что университет открылся в 1888 году и стал первым за Уралом высшим учебным заведением. Причем первоначально в нем было всего два факультета — юридический и медицинский, из последнего позже вырос медуниверситет. Кстати, на должность ректора ТГУ изначально планировали поставить Дмитрия Менделеева, того самого, что открыл периодический закон химических элементов. Правда, поехать он не захотел, рекомендовав вместо себя профессора Гезехуса. Появление университета вызвало всплеск интереса к нашему городу со всех концах страны. К нам ехали отовсюду, люди хотели учиться, многие оставались здесь жить, поэтому очень быстро в городе сформировалось особое сословие — интеллигенция. Ее представители начали массово селиться в определенных районах города, главным образом в Верхней Елани — это нынешние проспект Кирова, улицы Дзержинского, Советская, Кузнецова. За счет университета Томск приобретает статус центра сибирского образования.
— Судя по всему, слово «первый» применимо ко многим сферам жизни города...
— Действительно, не только первым университетом за Уралом мог похвастаться Томск, но и первой в Сибири газетой — она называлась «Сибирский листок», а также первым в Сибири книжным издательством и книжным магазином — ими владел Петр Макушин, известный промышленник, меценат, благотворитель и просветитель, один из богатейших людей Томска в то время. Ему принадлежала первая томская частная газета — «Сибирская», правда, вскоре ее закрыли за «вредное направление». Также Макушин создал народную бесплатную библиотеку — первую в стране. У нас же по его инициативе должен был появиться и первый частный народный университет, но реализовать эту задумку Макушин не успел. От нее осталось лишь здание, ныне в нем размещается театр кукол и актера «Скоморох». Сам Макушин похоронен во дворе, надпись на его надгробии гласит: «Ни одного безграмотного».
— То есть меценатство в Томске тоже было?
— Конечно. Помимо Макушина в жизни города на безвозмездных началах участвовали и другие богатые люди. Например, золотопромышленник Филимонов построил первый в Томске театр, который располагался на месте нынешних клиник медуниверситета. Купец Королев основал детский приют, отдав под него свой трехэтажный дом. Кроме того, он пожертвовал больше ста тысяч рублей на открытие первого в Томске ремесленного училища. Также на его счету — открытие церкви, богадельни и первого в городе каменного театра — последний сгорел в 1905 году во время черносотенного погрома. Другой купец — Пушников — отдал свои дома под богадельню и детский приют. Золотопромышленник Асташев пожертвовал несколько миллионов кирпичей и несколько тысяч рублей на возведение Троицкого кафедрального собора, который стоял на Новособорной. Еще одним известным томским меценатом был Кухтерин. В частности, на его средства было построено здание нынешнего областного суда на площади Соляной и здание мэрии. Есть даже легенда, что, когда началась революция, рабочие принадлежавшей Кухтерину спичечной фабрики, не хотели его свергать — не понимали, зачем это делать. Ведь он сделал столько хорошего для города.
— То есть меценатам можно сказать спасибо за памятники не только каменного, но и деревянного зодчества. Жаль, что многие из них были навсегда утрачены...
— Вы правы. После революции мы в первую очередь лишились храмов. На начало 20 века в городе их насчитывалось порядка 40, а сегодня — 13. Самым примечательным из них был построенный архитектором Тоном Троицкий храм на Новособорной — это была уменьшенная копия московского Храма Христа Спасителя. Исчезли многие объекты деревянного зодчества, например, дом известного путешественника Потанина — ныне на этом месте располагается гостиница «Тоян». Не стало и тысячепудового колоколола у Воскресенской церкви — он был третьим по величине в Сибири и был уничтожен по приказу советской власти. Не «дожил» до наших времен и корпус рынка, сейчас на его месте стоит театра драмы. Лишились мы и конного ипподрома. Он располагался на площади перед современными Дворцом спорта «Томскими товарами».
Но, к нашему счастью, сохранились прекрасные образцы каменного зодчества. В том числе Дом офицеров, художественный музей, центральная аптека, Верхний и Нижний гастрономы, Дворец бракосочетаний, здание мэрии, областной суд, Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, находящийся на спичфабрике, второй корпус ТГАСУ на площади Соляной, в народе называемый «красным», корпус Томского военно-медицинского института, каменный мост... Кстати, автором всех этих проектов был архитектор Лыгин. Сохранились и ярчайшие примеры деревянного зодчества. К примеру, по проекту архитектора Хомича были построены дом из усадьбы купца Желябо, в народе его еще называют «дом с Жар-птицами», на Красноармейской, и дом соседа Желябо — Голованова, ныне там Русско-немецкий дом. И «дом с драконами» на той же Красноармейской, построенный Оржешко.
— А как насчет удобств для жителей?
— Особых удобств в начале 20 века не было. Водопровод в Томске построили лишь в 1904 году, на 20-30 лет позже, чем в других городах страны. Дорог практически не было, большую часть дорог покрывала непролазная грязь и лишь некоторые — булыжная мостовая. В первоисточниках сохранились упоминания о том, что людям приходилось нанимать извозчика, чтобы перебраться с одной стороны улицы на другую. Так что замечания на сей счет гостившего в нашем городе писателя Чехова более чем обоснованны.
Долгое время в городе не было городского транспорта. До революции, как правило, трамваи строились на средства частных инвесторов, в том числе иностранных. Люди пользовались услугами извозчиков, которые то и дело задирали цены. Хотя так называемая конка, или трамвай на конной тяге, появились в России еще в середине 19 века. А тем временем кое-где уже ездили трамваи на паровых тяге, а затем и на электрической. В Томске проект трамвая долго не утверждали, пока наконец в ближе к 20-м годам та же дума, в том же составе подписала документ. Но грянула революция, и к строительству трамвая приступили только в 1947 году.
— А где и как томичи развлекались?
— Тогда местами массового скопления людей были парки. Их в Томске было несколько. В Лагерном саду, где квартировался знаменитый Томский мушкетный полк — участник Отечественной и Крымской войн. Еще одним местом отдыха горожан был Городской сад, который был разбит на месте болота. Здесь в 1907 году появился фонтан, он работает до сих пор. На месте колеса обозрения, к слову, находилась лютеранская церковь. До нас дошел лишь дом пастора, сейчас его занимает администрация Горсада. Также томичи регулярно посещали Буфф-сад, где располагался театр под открытым небом и ресторан. Один из самых больших парков располагался за Общественным собранием, он же Дом офицеров. Позже его снесли. Сейчас там строят жилой дом. Кстати, вход в парки до революции был платным.
Одним из важнейших центров общественной и культурной жизни города было Общественное собрание. Здесь можно было почитать книги, посмотреть спектакль, посетить благотворительный вечер или послушать лекции. Также жители Томска начала века могли посетить публичную библиотеку, посмотреть скачки на ипподроме, сходить в городской цирк — он сгорел в 30-е годы, сейчас на его месте находится БКЗ. В городе работало несколько театров. Наиболее известен театр Королева, о котором я уже упоминал. Он находился позади нынешнего здания ТУСУРа на Ленина, там находилась служба тяги Сибирской железной дороги. По сути, это здание возвели как перегородку между театром и Троицким храмом на Новособорной. Как говорили верующие, негоже храму рядом с балаганом стоять.
Еще один парк работал на берегу Ушайки, со стороны современного музея истории Томска. Здесь в начале 20 века появился первый в городе синематограф, который пользовался большой популярностью. Также в Томск регулярно приезжали на гастроли артисты со всей страны.
Те, у кого были автомобили, могли прокатиться, на радость праздной публики. На начало века в городе было целых семь автомобилей. Но кататься было особенно негде — мешали либо грязь, либо вымощенная дорога. Так что автомобили, скорее, являлись данью новой моде. Да и позволить себе такую роскошь могли немногие.
— Наверняка, как и во все времена, в городе были свои модницы и щеголи. Где они могли пополнить гардероб?
— К услугам томских модников были десятки магазинов, лавок и мастерских. Кто-то мог позволить себе и частного портного. Как и сегодня, основная масса магазинов находилась на центральной улице. После шоппинга можно было зайти в одну из уютных кондитерских, чтобы побаловать себя десертом. Кстати, кондитерская фабрика «Красная Звезда» заработала в Томске в конце 19 века. Были и другие кондитерские, поменьше. При них, как правило, действовали кофейни.
— А что насчет общественно-политической жизни? Томичи вообще интересовались политикой?
— Еще как. Томск долгое время был местом ссылок, в том числе по политическим мотивам, поэтому среди населения ходили самые разные настроения. Понятно, что к 1917 году протестная волна нарастала. По свидетельствам современников, обстановка в Томске в начале 20 века была довольно напряженной. Полицейским приходилось не только бороться с преступностью, но и пресекать массовые уличные беспорядки. Были и свои громкие происшествия. Например, кровавый черносотенный погром в 1905 году, который длился несколько дней. В результате него сгорел театр Королева, погибло больше 60 человек, ранения получили больше ста.
— Наверняка, были у Томска и свои легенды...
— Были, и не одна. Это и легенда об императоре Александре I, который якобы добровольно покинул престол и последние годы провел в Томске под именем старца Федора Кузьмича. И про икону Святителя Николая, что находится в Петропавловском соборе. Считается, что эта икона остановила пожар, произошедший в храме в 1985 году: тогда пламя опалило кивот и потухло. И легенда о целебных водах Белого озера, которые считались таковыми до начала 20 века. В числе местных легенд — известные персоны, что жили или гостили в нашем городе. Ну про Чехова знают все, но мало кому известно, что по пути в ссылку в Томске останавливался писатель Радищев. В ссылке в нашем городе находились многие известные люди, в том числе теоретик анархизма Бакунин и Абраам Ганнибал — Арап Петра Великого.