Михаил Чиняев: «Больницы не перестают наживаться на пациентах»
Одной из самых критикуемых сфер в нашей стране остается здравоохранение. Зачастую, приходя в больницу, пациент не получает качественную медицинскую помощь, а нередко сталкивается с тем, что ее оказали в неполном объеме, с нарушением требований или вовсе лечили не от того. И совершенно неважно, идет больной в муниципальное учреждение или отдает предпочтение частной клинике — результаты могут быть самыми неожиданными и там, и там. Как сегодня организован контроль за медицинскими учреждениями в нашем городе, и насколько сложно привлечь недобросовестного доктора к ответу — об этом порталу рассказал руководитель Управления Росздравнадзора по Томской области Михаил Чиняев.
— Михаил Федорович, ваше ведомство осуществляет контроль за деятельностью медучреждений. Как это происходит на практике?
— Для начала отмечу, что ранее часть функций Росздравнадзора была передана субъектам федерации. У нас их начал выполнять Комитет по лицензированию Томской области. И многие вопросы вышли из сферы наших полномочий. Иной раз люди звонят, жалуются, а помочь мы не можем — не наша компетенция. Что же входит в нашу? Это лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за порядком проведения медицинских экспертиз, реализацией национальных проектов в области здравоохранения, контроль оборота лекарственных средств и изделий медназначения, мониторинг цен на жизненно важные лекарства и так далее.
— Вы сказали, что часть функций была передана комитету по лицензированию. Как это сказалось на положении пациентов?
— Наши полномочия были урезаны. Так, например, Росздравнадзор может выдавать лицензии на медицинскую деятельность лишь федеральным, областным и ведомственным учреждениям — муниципальными занимается комитет. Ему же переданы полномочия по контролю за качеством оказания медпомощи в соответствии со стандартами. Поэтому жалобы, которые поступают к нам от пациентов, мы вынуждены перенаправлять в комитет, а дальше приходится следить, чтобы на эти обращения была своевременная реакция.
Однако не всегда жалобы остаются удовлетворенными. Если речь идет об оказании медпомощи с нарушениями стандартов, здесь все более-менее просто. Но есть заболевания, на которые стандарты пока не утверждены Министерством здравоохранения и социального развития и комитет по лицензированию их тоже проверить не может. И начинается волокита... . Зная этот бардак, я неоднократно шел на нарушения — проводил проверки по обращениям пациентов. Порой дело доводили до суда, и судьи были на нашей стороне, но принимали решения не в нашу пользу, потому что у нас нет полномочий заниматься жалобами на некачественно оказанные медуслуги. А ведь основной поток обращений — именно на эту тему. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который принят Госдумой в третьем чтении 2 ноября и должен вступить в силу с января 2012 года полномочия по контролю за качеством и безопасностью медицинской помощи переводит федеральной службе, то есть нам.
— Насколько я знаю, для работы с жалобами нужно привлекать независимых экспертов...
— Причем они должны быть аккредитованы в Москве, в центральном аппарате Росздравнадзора. Мы уже занялись этой работой и аккредитовали 40 узких специалистов, которых будем привлекать к разрешению спорных моментов и жалоб пациентов. Большинство экспертов из федеральных учреждений здравоохранения — чтобы исключить пересечение интересов с работниками муниципальных больниц. Осталось дождаться вступления закона об охране здоровья в силу. Пока же мы ходим вокруг да около, жалуемся на нарушителей прав пациентов другим контролирующим органам, а сами повлиять на них напрямую не можем. На мой взгляд, это абсолютно нелогично.
— А теперь о наболевшем. Несколько лет назад представители Росздравнадзора заявили, что наличие платных услуг в государственных больницах противоречит Конституции. Вы согласны с коллегами?
— Да. Здесь возмущает тот факт, что бюджетные медучреждения оказывают платные услуги на оборудовании, которое закупается им за государственный счет для оказания бесплатной помощи гражданам. Для субъектов федерации несколько лет в большом количестве закупали оборудование по нацпроекту «Здоровье». Во внерабочее время на нем начали оказывать платные услуги. Тогда даже президент возмутился.
И мы проводили мониторинг томских больниц на предмет использования бюджетного оборудования при оказании платных услуг. Года два-три назад это было очень актуально, а сейчас страсти поулеглись. Но в новом закон об охране здоровья будет определено понятие «платная медуслуга» и то, как она может оказываться. Ранее это было прописано в постановлении правительства, но такие вопросы должны быть утверждены законодательно.
— Но станет ли меньше нарушений при оказании платных медуслуг? Ведь зачастую у человека не остается другого выбора.
— К сожалению, доказать незаконность платных медуслуг не всегда удается. Как правило, пациенту предлагают бесплатную услугу, но при условии, что ему придется ждать своей очереди. А если хотите попасть на прием к врачу сегодня, заплатите по прейскуранту. Законом это не запрещено. Но только если речь не идет об острых состояниях.
— Расскажу случай моей знакомой. Ей чуть не сломали руку, наутро она проснулась с сильной болью в кисти и предплечье, рука распухла, она не могла ею двигать, градусник показал повышенную температуру. В межвузовской больнице, куда она приписана, заявили, что надо делать рентген, но очередь на него расписана на месяц, как и к хирургу. Сказали: иди в травмпункт. Там ее не приняли, поскольку у нее прописка не в Томске, а в области, и отправили в ОКБ. А там заявили, что поскольку она приписана к межвузовской больнице, пусть туда и обращается. В итоге лишь после звонка в горздрав мою знакомую приняли в травмпункте, где зафиксировали сильный ушиб и воспаление нерва, так что она еще месяц не могла двигать рукой. Вот вам и острое состояние...
— Конечно, в этом случаем были нарушены права. Хотя с этого года в рамках модернизации здравоохранения в целях улучшения доступности амбулаторной медпомощи каждое учреждение получает доплату за пациентов. Они идут на зарплату медицинскому персоналу и на медикаменты. Но нарушать права пациентов больницы не перестали. Уже на сегодняшний день в поликлиниках Томска и районов области открываются кабинеты неотложной медицинской помощи, дополнительно кабинеты наркологов, кардиологов, онкологов, что безусловно положительно влияет на доступность медицинской помощи.
— Какие способы отъема денег у пациентов чаще всего используют медучреждения?
— Чаще всего встречаются неправомерность взимания платы и несоответствие калькуляции фактически оказанным услугам. В стационаре берут плату за те услуги, которые должны оказывать в рамках программы госгарантий бесплатной медицинской помощи. К примеру, пациент в клинике СибГМУ заплатил за операцию почти 40 тысяч рублей. При этом часть оплаченных услуг он не получил вообще, длительность операции по времени была завышена, оперировали его не два врача, а один, при операции использовались более дешевые препараты. В итоге реальная стоимость операции были ниже почти на 20 тысяч рублей.
— И что в этом случае грозит нарушителям?
— В том и дело, что штрафы для медучреждений были незначительны — от пяти до десяти тысяч рублей. Сейчас внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, и за нарушение лицензионных условий — а нарушение правил оказания платных услуг относится к таким — штрафные санкции увеличены до 100-200 тысяч рублей для юридического лица, для руководителя они составят 20-40 тысяч. В крайнем случае мы можем направить в суд иск о приостановлении деятельности учреждения и аннулировании лицензии. Но на практике эта мера применяется редко — после наших предписаний больницы успевают ликвидировать часть нарушений до подачи иска. Обращаются в суд и сами пациенты и многие выигрывают.
Кстати, медучреждения стараются не доводить дело до суда и возвращают деньги сразу после наших обращений, как это было в случае с СибГМУ. Там нарушили права граждан на получение бесплатной медицинской помощи — многие процедуры оказывались за плату, хотя люди имели право на бесплатное лечение. Мы составили официальное требование с обоснованием необходимости вернуть пациентам деньги и направили его руководству клиник. В результате средства были возвращены на следующий день.
Но не все завязано на деньгах. Порой врачи просто не выполняют свою работу. Так, часто люди жалуются на то, что доктора не хотят разбираться в причинах заболевания. Пожаловался пациент, к примеру, на длительную высокую температуру, обычные анализы ничего не показали, нужны более серьезные исследования. Но зачастую ничего из этого не назначают, списав на то, что у больницы нет таких возможностей, и отправляют пациента на анализы за плату в другие учреждения. Хотя, когда дополнительные исследования ему показаны, больница должна дать ему направление в другое учреждение, где это исследование могут сделать. А пациенты зачастую об этом и не догадываются. С принятием закона лечебные учреждения будут в обязательном, а не рекомендательном порядке выполнять стандарты оказания медицинской помощи, а также порядки ее оказания.
— Еще одна вечная тема — это поборы в стоматологии. Ладно, частные клиники, но муниципальные ведь получают средства из бюджета и свои услуги должны оказывать в рабочее время бесплатно, но на деле все иначе.
— Стоматология — это отдельная песня. По статистике, доля платных услуг в бюджете муниципальных больницах колеблется в пределах 5-10%. Но в стоматологических поликлиниках она значительно выше.
Свежий пример. В сентябре проверяли областную стоматологическую поликлинику. Выяснилось, что она не выполняет функцию областного учреждения. Здесь должны оказывать специализированную стоматологическую помощь наиболее сложным пациентам, но принимают всех подряд. Ничего в этом плохого нет, однако доля платных услуг в бюджете поликлиники составляет 75%! При этом руководство делает все, чтобы объем медуслуг за деньги увеличивался и дальше.
Как это происходит? Из средств фонда ОМС больнице оплачивается 55 тысяч посещений пациентов в год, записавшихся на бесплатный прием стоматолога. Но считают там по старой схеме — исходя из условных единиц посещений. То есть человек приходит один раз, а в поликлинике могут посчитать, что это три-четыре посещения. Так быстро выполняется дневная нагрузка, а дальше начинаются платные услуги. По закону их можно оказывать только во внерабочее время. Оно заканчивается в областной стоматологической поликлинике в 15:00, но на деле платные услуги начинают оказывать уже с 11 утра. То есть за два- три часа врач принял трех-четырех пациентов, потом пошли платники. А из тех, кто хочет бесплатно прийти на прием, формируется огромная очередь, так что запись возможна только через полтора-два месяца. И человеку проще махнуть на все рукой и заплатить.
Политика формирования цен на услуги стоматологических клиник тоже оставляет желать лучшего. Проверяя одну из муниципальных поликлиник, мы выяснили, что цены на постановку пломбы были завышены в несколько раз. Оказалось, что пациенты, сами того не зная, оплачивали материал на три-четыре пломбы. И такие случаи встречаются повсеместно.
— Отчего так происходит?
— На мой взгляд, дело в нехватке муниципальных стоматологических поликлиник. Например, в Октябрьском районе их нет вообще. Поэтому жителям приходится ехать в третью стоматологическую или десятую поликлиники, но там полно своих пациентов. Хотя раньше в Октябрьском районе была муниципальная стоматологическая больница, но ее площади и оборудование были переданы в аренду частному лицу, которое теперь лечит зубы местного населения за деньги. Между тем третья стоматологическая поликлиника арендует площади у частника. Появление новых муниципальных стоматологических поликлиник вызовет снижение цен на эти услуги. Поспособствовать этому может и управление здравоохранения Томска, если согласует реальные цены на медуслуги в муниципальных учреждения здравоохранения города.