Гарри Бардин: «Моя жизнь удалась»
Узнав о проведении в Москве творческой встречи со знаменитым мультипликатором Гарри Бардиным, лауреатом Госпремии и пяти премий «Ника», автором всенародно любимых мультиков «Брэк», «Летучий корабль», «Серый волк энд Красная шапочка» и других, журналист нашего портала Юрий Татаренко не мог не пообщаться с маэстро. Не так давно Бардин снял полнометражный анимационный фильм «Гадкий утенок», а совсем скоро у мультипликатора — круглая дата: 11 сентября Гарри Бардину исполнится семьдесят. Беседуя с ним, понимаешь: годы не смогли взять верх над этим талантливейшим человеком, который в душе так и остался ребенком.
— Режиссеров-мультипликаторов, в отличие от кинорежиссеров, редко знают в лицо. Вам не обидно?
— На эту тему расскажу вам такую историю. Недавно у меня был творческий вечер в киноцентре «Эльдар». Обычно все начинается таким образом: выходит Эльдар Рязанов и говорит публике несколько слов о том, кто на этот раз пришел к ней в гости. А в этот раз Эмма, супруга нашего уважаемого киноклассика, меня предупредила: «Элик прийти не сможет, но я буду сидеть в первом ряду». Тогда мы решили, что я объявлю себя сам. И вот я вышел на сцену и произнес: «Дорогие друзья, сегодня у нас большой праздник. Вы пришли на встречу с добрым волшебником, автором таких мультфильмов, как «Банкет», «Выкрутасы», «Летучий корабль». Встречайте!» И начал аплодировать. Когда аплодисменты подхватил весь зал, я сказал: «А я здесь!»
— Уверен, вы, наряду с Рязановым, уже вошли в золотой фонд отечественного искусства. И если воспользоваться спортивной терминологией, вы — стайер, мастер бега на длинные дистанции, которому необязательно иметь резкий старт…
— Я — сын морского офицера. И, рассказывая о себе, действительно начну издалека. Родился я в Оренбурге, осенью сорок первого, после войны семья уехала в Латвию, в город Лиепая. Когда в юности я приехал в Москву, то сразу почувствовал, какой колоссальной была эта так называемая «разница культур». Начиная с того, что, как оказалось, люди в Прибалтике слушали совершенно другую музыку — не такую, как во всем остальном СССР!
Недавно я получил свою пятую премию «Ника». Прокомментировать это могу таким образом: я учусь на своих фильмах. Мой первый мультфильм назывался «Достать до неба». Не стесняюсь признаться — это крепкий средний фильм. Но дело не в том, кто как стартует. Просто я люблю заниматься лепкой. Если сказать красиво, получается, что я чувствую мир кончиками пальцев. Этот навык и привел меня в мультипликацию.
— А я думал, авторы мультиков должны уметь здорово рисовать или хотя бы чертить…
— Ваш покорный слуга в школе имел двойку по черчению и четыре балла — по рисунку. Так что в архитектурный институт поступить не удалось. Как, впрочем, и в Рижский политех.
В Москве я поступал уже в театральный институт. В «Щуке» ко мне подошел какой-то шкет криминальной внешности и сказал: «Пойдем со мной, ты мне понравился» Это был Ролан Быков, он хотел утвердить меня на роль в картине «Семь нянек». Ее потом сыграл Владимир Ивашов. Впоследствии я напомнил Быкову эту историю, он поразился: «Так это был ты?»
Экзамены я сдал успешно, меня приняли и в Щукинское училище, и в школу-студию МХАТ, которую и закончил. Только не спрашивайте, как я учился — считаю, что если у человека есть чувство юмора, то у него не может быть красного диплома!
— Для выпускника театрального вуза самое главное — получить приглашение в труппу. Вас приняли в столичный театр имени Гоголя. А что было дальше?
— Работал в театре. Но вскоре понял, что мне чего-то не хватает — в творческом плане. И я уволился, просто ушел в никуда. Дело было так. Актер Василий Ливанов вместе с поэтом Юрием Энтиным в три часа ночи завалились ко мне в комнату в театральном общежитии со словами: «Ты должен уйти из театра!» А их конкретное предложение заключалось в следующем: «Сейчас мы пойдем в театр, ты на него плюнешь, а завтра напишешь заявление об уходе!» Мы так и сделали.
И у меня начался очередной новый этап в жизни, период какой-то безответственности, я был свободен от роли кормильца семьи по причине отсутствия таковой. Я писал радиорекламу, озвучивал мультфильмы, работал сценаристом радиопередачи «С добрым утром!», публиковался в «Литературной газете». Вспоминаю это время с большой приятностью.
И однажды, это было в далеком 1974 году, Сергей Образцов, художественный руководитель знаменитого московского театра кукол, предложил нам с Василием Ливановым написать пьесу для его театра. Я предложил идею «Дон-Жуана». Угодить Образцову оказалось непросто, на многие наши с Ливановым выдумки он говорил одну и ту же фразу: «Это все пузырчатые выкрутасы!» Тем не менее, пьеса все-таки была написана. А после этого Образцов увидел во мне еще и режиссерские наклонности и пригласил работать в свой театр. Так в моей трудовой книжке появилась запись «режиссер-постановщик».
— Ну, ясно — уж кукольный театр ближе всего к мультипликации…
— Сначала на студии «Союзмультфильм» у меня купили два сценария, правда, один из них так и не поставили. И уже после этого я стал работать режиссером на студии — что называется, пришел с улицы, из-за чего, естественно, на «Союзмультфильме» у меня тут же появились недоброжелатели. Но примечательным фактом своего трудоустройства я считаю совсем не это. А то, что в один и тот же день, 10 октября 1978 года, помню даже время — в 12 дня — я стал и режиссером-мультипликатором, и отцом. У меня родился сын Павел, ныне он режиссер, сценарист и продюсер, а до этого закончил МГУ, факультет журналистики.
— Так Павел Бардин, режиссер известного фильма «Россия 88», ваш сын? Мне и в голову не приходило, что вы родственники…
— Еще он снял картину «Гоп-стоп». Так что теперь обо мне пишут так: «Гарри Бардин — отец кинорежиссера Павла Бардина».
— Думаю, главное, что про вас обоих — пишут! В вашем мультике «Летучий корабль» мне на всю жизнь запомнилась фраза Купца, уверенно ответившего на вопрос Царя: «Ну что, построишь летучий корабль? — Куплю!»
— Вопрос цены всегда был одним из самых важных. Сейчас у нас есть свобода и есть понимание того, что за нее нужно платить. Порой — жизнью. Но, несмотря на разные жизненные перипетии и повороты судьбы, я считаю, что моя жизнь — удалась. Вот мы сейчас с вами беседуем в ЦДЛ. Я здесь выступаю уже в третий раз: тут проходил вечер памяти Булата Окуджавы, на котором я спел несколько его песен, потом в этом зале была церемония вручения премии «Триумф», там я ничего не пел, а сегодня я показываю «Гадкого утенка», свой новый полнометражный анимационный фильм.
— Это ведь, если не ошибаюсь, ваш первый полный метр?
— Совершенно верно. Эту картину я делал на протяжении шести лет. В результате получилось час пятнадцать и еще 13-минутный фильм о фильме. Анимация — дело небыстрое. Технология мультипликации еще не полностью компьютеризирована. Еще я довольно долго придумывал хореографию, четыре месяца сидел в наушниках, слушал Чайковского. В фильме — два номера в композиторской партитуре, остальные 25 номеров аранжировал Сергей Анашкин, все исполняет Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.
— Даже так? Впечатляет…
— Спиваков — мой друг, я его обожаю. Предложил ему принять участие в озвучивании картины. Он потребовал дать ему доброго персонажа, я дал ему Петуха.
— Представляю эту картину: «Гарри Бардин дает Петуха».
— Серьезно, ему не терпелось озвучить своего героя! Когда ЮНЕСКО присвоило Спивакову звание «Артист мира», я ему сразу же позвонил поздравить. Он берет трубку: «Я долго говорить не могу, сейчас идет банкет у Саркози. Ты мне скажи главное — я буду озвучивать?» Я отвечаю: «Ну, теперь-то уже точно будешь!»
Кроме Спивакова картину озвучивали Юлия Рутберг, Владимир Качан, хор Турецкого, Армен Джигарханян, Константин Райкин — он озвучил Червяка и еще несколько ролей. Райкин с Джигарханяном — мои талисманы, они у меня заняты в каждом фильме.
— У вас своеобразное авторское видение: в картине Петух пьет яйца, а Червяк питается зернами. Когда это можно увидеть в прокате?
— Прокат, к несчастью, уже был — его никто не заметил. Так что можно сказать, он был блистательно провален — после успеха «Утенка» на премьере, которая состоялась почти год назад, 14 сентября в Москве, в Доме музыки. На DVD-дисках нам заработать тоже не удалось: все права я продал на корню, чтобы только закончить съемки.
С готовой картиной я искал выходы и на телевидение. Долго добивался встречи с Эрнстом — безрезультатно. На канале «Россия» мне сказали, что мой фильм — это «арт-хаус и неформат». Канал «Культура» предложил такие копейки, что пришлось отказаться — я возглавляю кинокомпанию «Стайер», мне надо кормить людей. И вот наконец в апреле на «Нике» ко мне подошел Эрнст и сказал, что хочет купить фильм для показа на Первом канале.
— Скажите, а какой у вас самый любимый советский мультик?
— Пожалуй, «Жил-был пес» режиссера и автора сценария Эдуарда Назарова. Очень люблю знаменитую трилогию Хитрука про Винни-Пуха, фильмы Норштейна. Нравится то, что делает мой ученик Саша Петров, оскароносец — всем советую просмотреть его картину «Моя любовь».
— Ну и напоследок любимый вопрос отечественной журналистики: над чем сейчас работаете?
— Ищу деньги. Есть идеи, но уже на не полный метр. Мне интересно делать то, что еще никто не делал. Очень надеюсь, что в результате получится этакая философская притча, рабочее название «Рондо».
— Удачи вам!
— Пожелайте мне лучше денег и здоровья.
— С удовольствием! И еще одно пожелание — не уставайте нас удивлять и радовать…