23 ноября, суббота
-8°$ 102,58
Прочтений: 11931

Лидия Александрова: «Студенты отказались бороться за отсрочку от армии»

Лидия Александрова: «Студенты отказались бороться за отсрочку от армии»
Фото: Артем Мишенин

В разгар школьных и студенческих экзаменов в СМИ одновременно прошли два обращения. Уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова обратилась к призывной комиссии региона с просьбой дать отсрочку для поступления выпускникам школ и будущим аспирантам. В свою очередь призывная комиссия напомнила одиннадцатиклассникам о священном долге службы и указала на пункт 27 приказа Минобрнауки РФ №442 от 21 октября 2009 года, который предусматривает право граждан, проходивших военную службу по призыву, использовать результаты ЕГЭ при поступлении в вузы в течение года после увольнения со службы. Такое внимание к аспирантам и выпускникам неслучайно: план призыва постоянно растет, срок службы составляет всего один год… А кого призывать? О ситуации с призывной кампанией в Томской области порталу рассказала Лидия Александрова, председатель комитета родителей военнослужащих.

— Лидия Афанасьевна, почему об аспирантах и выпускниках школ заговорили как о потенциальных призывниках именно сейчас?

— Обычно университеты составляют списки тех, кто идет в аспирантуру, в феврале. А так как списки о зачислении в нее появляются только 15 октября, эти ребята попадали под осенний призыв. Но в нашей области тех, кто входил в эти списки, не призывали, то есть у нас аспиранты не служили. Хотя я думаю, скоро такие проблемы у них будут: призывать просто некого. И военкомы, и мы это признаем. С каждым разом план призыва увеличивается: когда-то в Томской области призывали 570 человек, потом 1400, а сейчас план призыва — 1700, и на осень могут дать еще больше.

Большое беспокойство вызывал тот факт, что Минобразования предлагало официально продлить учебный год до 31 августа. Таким образом одиннадцатиклассники получили бы возможность спокойно поступать в вузы. Но такой приказ существовал только по Министерству образования, а это, как вы понимаете, не указ для Минобороны. Президент обещал подписать подобный указ и сдержал слово. Отсрочка для выпускников теперь предоставляется до 1 октября года окончания школы. Те, кто не смогут сдать экзамены, пойдут служить в армию и сдадут ЕГЭ повторно через год.

— Получается, самое главное — стать студентом, а потом пять лет можно учиться спокойно?

— Вопрос о том, чтобы призывать студентов, назревал давно, и я пошла в наши вузы, чтобы бороться. Думаете, кто-нибудь из студентов меня поддержал? Никто. Когда я стала разговаривать с матерями, чтобы подписать бумагу в защиту студентов, они тоже отказались. И аргументировали это тем, что их дети служили и служат, почему же другие не должны? Так что когда надо было решать этот вопрос, сами студенты молчали.

Сейчас меня волнует то, что комиссии имеют право призывать студента с любого курса, если у него уже была одна отсрочка, например, для поступления. И этим военкоматы будут пользоваться, ведь работать со студентами или учащимися проще: их легко найти, они не прячутся. Не лучше ли военкоматам сделать рейд по подворотням и забрать тех, кто бездельничает? Хотя у нас студенты хитрые, не все встают на учет в Томске, некоторые изворачиваются и остаются в списках своих городов.

— А как лично вы считаете, в каком возрасте парню лучше отслужить в армии: после школы, в 18 лет, или уже после университета, когда ему 23-24 года?

— Я считаю, что в армию нужно брать всех здоровых парней. Подчеркиваю — здоровых. Сейчас престиж армии потихоньку поднимается, и ребята хотят отслужить. Бывают такие, которые больны, и скрывают это. Не все заболевания можно выявить на медкомиссии, если призывник сам не пожалуется. Его призывают, но армия — это все-таки дисциплина, труд, и болезни начинают проявляться. А «выдернуть» больного парня из армии гораздо сложнее, чем решить все проблемы еще во время призыва.

Но я уверена: парням нужно дать возможность до армии получить образование. То есть их должны призывать после университета или училища. И мое мнение, что судимые тоже должны служить: они такие же граждане своей страны. Конечно, судимые не за «тяжелые» статьи, но те, кто украл что-то мелкое, или лица с условной судимостью.

— Вы акцентировали внимание на здоровье призывников. Но ведь сейчас все чаще жалуются, что парень весь больной, а его все равно отправляют служить.

— Родители все время должны наблюдать за здоровьем своих детей. Вот сейчас пришла ко мне одна мама, у ее сына сколиоз, еще какие-то заболевания. Я спрашиваю, наблюдается ли он у врача. Она мне — нет. Начинаю зачитывать приказ о заболеваниях: по некоторым нужно обращаться к врачу два-три раза в год, иметь в карте записи об обострениях, особенностях болезни. Мы, конечно, пытаемся такие вещи потом доказать, но это сложно. Гораздо проще, если на руках есть медицинская карта с записями врачей.

Да и ситуации бывают разные. Например, сейчас не берут в армию с плоскостопием третьей степени или второй, но осложненной артрозом. Хирурги и травматологи долго спорили, что значит «осложненный артрозом». Теперь к этому заболеванию прилагается целая папка дополнительных пояснений.

— А что бы вы могли посоветовать мамам мальчишек-шестилеток, которые сейчас решают, когда отдать ребенка в школу? Как им лучше поступить, чтобы дать сыну возможность после школы продолжить образование, а не идти сразу в армию?

— Мамам шестилеток посоветовать что-то сложно. По большому счету, нет разницы, когда сын закончит школу. Ведь мамам сейчас трудно представить, куда пойдет учиться их ребенок. Был в Томской области такой случай: мальчик закончил девять классов и поступил в техникум. Я считала, что раз он поступил до 18 лет, то у него эта отсрочка не сгорела. А военкомат считает по-другому: он уже использовал свое право на поступление.

— Лидия Афанасьевна, вы все время говорите о мамах, но разве в комитет не обращаются папы или сами призывники?

— Папы приходят редко. В основном они сами — люди отслужившие, и считают, что в армии нужно побывать. Сами призывники тоже приходят, иногда даже прямо просят — помогите откосить. В 90% случаев мы им доказываем, что надо отслужить.

— В последнее время не слышно о ситуациях, когда родителям солдат приходят SMS, якобы от сыновей, с просьбой выслать крупную сумму денег. Такое случается?

— Когда просят сбросить на телефон большую сумму, значит, что-то не в порядке. Нельзя платить, нужно сразу обращаться к нам или в военкомат — мы знаем, как разговаривать с командованием, чтобы у парней потом не было проблем. В других городах мошенники уже обнаглели: даже номер счета в банке присылают, куда деньги переводить. Сейчас у нас жалоб по деньгам нет, хотя настало время увольнений. Обычно к этому времени деньги и собирают.

— Ну и последний вопрос. Школьники, студенты, аспиранты... А 27-летних мужчин призывают в армию?

— В 27 лет еще призывают, и такой случай был недавно в Томске. Законы стали строже, да и надоело парню «бегать» — он и пошел служить. Сейчас промышленность поднимается, и специалистов стараются брать уже отслуживших. Армия, как бы плохо про нее не говорили, имеет свои плюсы. В первую очередь, она учит дисциплине и делает парня мужчиной.

Смотрите также