24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 11665

Борис Илюхин: «Нынче сдачу ЕГЭ контролировала прокуратура»

Борис Илюхин: «Нынче сдачу ЕГЭ контролировала прокуратура»
Фото: из личного архива Бориса Илюхина

ЕГЭ... Эти три буквы стали символом реформирования системы российского образования, стартовавшего в начале 21 века. Первые единые государственные экзамены прошли почти десять лет назад, однако до сих пор эксперименты c ЕГЭ продолжаются, поскольку форма итоговой аттестации и сами задания постоянно претерпевают изменения. Не обошлось без новшеств и в этом году. Томская область стала участником эксперимента еще восемь лет назад, попав в число первых регионов, где был опробован ЕГЭ. Как прошел единый госэкзамен в этом году и с какими трудностями пришлось столкнуться школьникам — об этом и многом другом рассказал руководитель регионального Центра обработки информации ЕГЭ Борис Илюхин.


— Борис Валентинович, по вашему, насколько успешно томские выпускники сдали ЕГЭ и каковы особенности нынешней экзаменационной кампании в области?

— В целом можно сказать, что экзамены прошли успешно. Напомню, ЕГЭ проводится по 14 предметам, из которых два являются обязательными — это русский язык и математика, остальные идут по выбору, в том числе иностранные языки. Однако томские школьники сдавали только 13 предметов, поскольку испанский язык у нас не преподается. Кстати, из иностранных языков менее всего оказался востребованным французский — его сдавали всего пять человек по области. Немецкий побольше — 17 человек, английский — 283. Из предметов, сдававшихся по выбору, традиционно самый популярный — обществознание, которое сдавали более 40 процентов. И здесь кроется проблема общероссийского масштаба, с которой мы сталкиваемся ежегодно. Если послушать любого ответственного секретаря любой приемной комиссии томского вуза, все они твердят в один голос: у нас добавили бюджетные места на технических специальностях. И там вступительные экзамены, как правило, — физика, русский язык и математика. При этом процент сдающих физику с каждым годом уменьшается, а процент выбирающих обществознание растет. Думается, в этом виновата гуманитаризация нашего образования, начатая с середины 90-х годов и ставшая местами излишней. Тогда мы справедливо замечали, что в стране мало специалистов в гуманитарных областях. Сейчас проблема диаметрально противоположна: выпускники не хотят заниматься техническими науками. Кроме того, идет процесс катастрофического старения педагогического корпуса. Сегодня молодежь не хочет идти работать в образовательные учреждения. Причина — низкая заработная плата. А учителей, которые преподавали бы физику, химию, биологию, другие естественные науки, найти еще труднее. Если в естественно-научном направлении образования в ближайшие годы не будет принято решительных шагов со стороны государства, сложно прогнозировать, что в итоге из этого последует.

— Наш регион по традиции успешно сдает ЕГЭ: ежегодно количество двоек не превышает общероссийские показатели. Этот год не стал исключением?

— Действительно, на фоне общероссийских показателей область выглядит достойно. Я бы даже сказал, наш регион является в этом плане эталонным. Двоек у нас немного: в прошлом году по математике до резервных дней и апелляций было порядка 3,8 процентов двоечников, в этом — 6,5. Но нужно учитывать, что в 2009 году по математике тройка ставилась за четыре правильно выполненных задания, в этом — за три. Изменилась структура экзаменационной работы: полностью убрали часть А, оставив В и С. Что касается русского языка, то в прошлую экзаменационную кампанию двоечников было более двух процентов, а в нынешнем этот показатель снизился до 1,8.

— А стобальников сколько?

— Нынче больше — 26. С учетом апелляций максимальный балл по русскому языку получили 20 учеников, четыре стобальника по истории и два — по информатике.

— В ходе экзаменационной кампании-2010 в ряде регионов были выявлены нарушения проведения ЕГЭ, в том числе — взятки преподавателям за подтасовку результатов экзамена. Насколько честными были единые госэкзамены в нашей области?

— В этом году одним из новшеств стало присутствие на пунктах сдачи экзаменов в ряде муниципалитетов представителей прокуратуры. С чем связана небывалая активность этого ведомства, говорить не берусь — вам лучше там и спросить. Сами «гости» пояснили, что прибыли проконтролировать ход сдачи экзамена, убедиться, что никаких нарушений нет. В итоге было зафиксировано лишь одно малозначимое нарушение. Но тут выявилась и определенная проблема. Дело в том, что никакие нормативные документы по организации ЕГЭ присутствие представителей прокуратуры не регламентируют. Возникает вопрос их статуса: какие меры работники прокуратуры могут принимать на пункте сдачи ЕГЭ? Мы планируем поднять этот вопрос на федеральном уровне.

— Согласно данным, полученным во время работы горячей линии по ЕГЭ, баллы на «отлично» на черном рынке стоили от 40 до 150 тысяч рублей — в зависимости от региона. Есть ли информация о существовании такого рынка в нашей области?

— Не владею такой информацией. Теоретически самое уязвимое место — пункт проведения экзамена. В нашем центре мы физически не смогли бы найти среди тысяч работ нужную. Мы обрабатываем по десять тысяч экзаменационных работ за три часа, и найти чью-то работу просто нереально. А вот в пункте проведения экзамена потихоньку ее найти можно. До меня доходили слухи, что в том или ином образовательном учреждении почему-то учителя ночуют перед ЕГЭ. Единственное, что могу сказать: если подобные факты будут зафиксированы, нарушителю грозит не только административный штраф, но и уголовное дело.

— Рособрнадзор заявил, что намерен проверить всех стобальников, а т
акже часть выпускников, набравших более 80 баллов. Коснутся ли эти проверки томских учащихся?

— В начале июня это ведомство запросило изображения всех бланков ответов и бланков проверки учеников, сдавших информатику более чем на 75 баллов. Потому что Томская область действительно очень хорошо написала экзамен по этому предмету. Мы отослали. Потом выяснилось, что бланки до них не дошли. Мы отправили вновь. Пока тишина. Бланки учащихся, сдавших на сто баллов другие предметы, пока не запрашивали. Думаю, позже Рособрнадзор может запросить физику у лицея ТПУ. Здесь результаты ЕГЭ ежегодно существенно выше среднеобластных.

— Одним из нововведений в этом году стала система штрафов в отношении нарушителей хода экзаменов. В нашем регионе кого-то оштрафовали?

— Как я уже сказал, нарушений нынче было немного. С экзаменов были удалены десять учащихся, тогда как в 2009 году таких набралось 20 человек. Нынче удаляли по тем же причинам, что и год назад — за использование шпаргалок и сотовых телефонов. Причем в 2009 году одна девочка была удалена с двух экзаменов за одно и то же нарушение — использовала мобильник. Сокращение числа нарушителей в два раза можно объяснить двумя причинами. Первая — введение уже упомянутых штрафов. Согласно статье 19.30 Административного кодекса РФ, за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации физическим лицам — учащимся, родителям, педагогам — грозит штраф от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — это организаторы в аудитории, дежурные в коридоре, руководители пункта проведения экзамена, наш центр и так далее — от 20 до 40 тысяч, а для юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей. В период нынешней экзаменационной кампании никто оштрафован не был. Вторая возможная причина сокращения числа нарушений — появление слухов о том, что в случае удаления с экзамена выпускник лишается возможности пересдать ЕГЭ. Но тут есть такой момент. Экзамены по русскому языку и математике являются обязательными для получения аттестата. И не сдав их, человек фактически лишается этого документа. Решение о допуске учащегося до сдачи единого госэкзамена принимает государственная экзаменационная комиссия субъекта федерации. То есть, как ГЭК решит, так и будет. В этом году всем десяти удаленным с экзамена разрешили пересдачу. Не факт, что в следующем году будет так же.

— Не секрет, что в случае недовольства своими баллами последней инстанцией для выпускника становится апелляция. Сколько апелляций было подано в этом году и какое количество было удовлетворено?

— Томская область всегда отличалась большим количеством апелляций. Нынешняя экзаменационная кампания не стала исключением. Так, по математике подавали более 400 жалоб, на сегодняшний день удовлетворено свыше 60. Как правило, выпускники не подают жалобы на результаты экзаменов по химии и биологии. Большое число апелляций было подано по обществознанию — здесь учащиеся бьются за каждый балл. Критерии оценки ответа по данному предмету несколько размыты, и можно попытаться что-то доказать, чего не скажешь о точных науках. Несмотря на большое количество апелляций, отмечу, что их число начинает снижаться. На сегодня всего их подано около тысячи, а четыре года назад таких жалоб только по русскому набиралось 700-800. Вообще, начинает напрягать ситуация с морально-психологической обстановкой вокруг ЕГЭ. Если бы учителей не третировали за результаты экзаменов, все было бы проще. Однако везде идет обратный процесс — педагогу первому влетает за плохо сданный его учениками ЕГЭ. Нервничает преподаватель, нервничают ученики… Что касается апелляций по процедуре сдачи экзамена, в этом году их не стало больше — всего четыре обращения.

— Многие выпускники недовольны тем, что после получения результатов экзамена невозможно поглядеть бланки работ, чтобы оценить, стоит подавать апелляцию или нет.

— Из года в год преподаватели просят нас прислать варианты ЕГЭ своих учеников. И каждый раз отвечаем, что на каждом варианте контрольно-измерительных материалов стоит знак копирайт, означающий, что их копирование и распространение без разрешения собственника запрещено. Собственником КИМов является Рособрнадзор. Но тут надо отметить следующее: чтобы картина была полной, ученику нужно ознакомиться не только с содержанием своих ответов, но и с содержанием своего задания. По сути, речь о том, чтобы выпускник пришел к своему преподавателю или репетитору, и они этот вариант вместе прорешали. И после этого учащийся должен решить, стоит ему подавать жалобу или нет. К сожалению, этот вопрос пока остается открытым…

— Ранее сообщалось, что в этом году на ЕГЭ не явились 300 выпускников. С чем это связано?


— Тут важно понять один момент. Есть такие понятия, как число заявившихся на экзамен и количество реально пришедших на него. Даже по обязательным предметам эти показатели разнятся. Причины различные. Во-первых, к 1 марта школы страхуются и на ЕГЭ записывают всех выпускников, в том числе тех, кто имеет право сдавать его в щадящем режиме или не сдавать вовсе. Речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, есть категория учащихся, которых не допускают к итоговой аттестации из-за неуспеваемости. Таких набирается пять-семь процентов ежегодно. Бывает, что учащийся прямо перед ЕГЭ попал в больницу — могут возникнуть самые разные непредвиденные обстоятельства. Поэтому особых причин волноваться, что не пришло на экзамен 300 человек по области, нет.

— Отчитываясь перед депутатами Госдумы РФ об итогах ЕГЭ-2010, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что нынче вокруг единого экзамена сложилась особая атмосфера. Вы на себе это почувствовали?

— Говорить об особой атмосфере я бы не стал, однако есть моменты, которые стоит отметить. Во-первых, сама процедура проведения ЕГЭ в Томской области жестче, чем в среднем по России, поскольку в каждом пункте проведения экзамена присутствовал как минимум один представитель вузовского сообщества. Во-вторых, расширяется схема присутствия общественных наблюдателей — их становится больше на экзамене.

— Несмотря на то, что школьники сдают ЕГЭ не первый год, в обществе до сих пор не сложилось единого мнения о ценности этой формы итоговой аттестации выпускников. По вашему, насколько единый госэкзамен сегодня отражает реальную ситуацию в нашем образовании?

— Я считаю, что пора переходить от разговоров о ЕГЭ, как страшном мероприятии, к созданию системы непрерывной оценки качества образования. По большому счету, те задачи, для которых вводился единый госэкзамен, он решил. ЕГЭ не вводился как способ улучшения уровня образования. Он лишь предоставляет такие возможности. Например, с введением единого госэкзамена мы получили достоверную картину того, что происходит в российском образовании. Он показал определенные проблемы в этой сфере. И теперь, исходя из полученной информации, надо начинать делать какие-то шаги. Говоря о проблемах, я имею в виду нынешнюю перегруженность учеников, необходимость внедрения современных образовательных технологий, излишнюю гуманитаризацию образования, слабую материальную базу школ, старение педагогического корпуса, проблему наполняемости в классах — когда в нем сидит 30 человек, заниматься индивидуально становится невозможно, а идея индивидуальной образовательной траектории становится утопией. Президент Дмитрий Медведев прав, когда говорит, что надо отслеживать каждого ребенка на протяжении всего периода обучения. Если мы научимся это делать, научимся вовремя выявлять проблемные зоны и корректировать их, тогда и получим существенный скачок качества образования.

Смотрите также