27 ноября, среда
-2°$ 105,06
Прочтений: 16690

Виктор Фефелов: «Город не был готов к аномальному паводку»

Виктор Фефелов: «Город не был готов к аномальному паводку»
Фото: из личного архива Виктора Фефелова

Виктор Фефелов еще в середине декабря 2009 года в интервью одному томскому изданию высказал мнение о вероятном катастрофическом наводнении, которое ожидает наш город весной 2010-го. Причина угрозы — образование огромных заторов на Томи и впадающих в нее речек. При высоком паводке вешние воды могли перелиться через гребень главной томской дамбы и затопить территорию областного центра, на которой проживают десятки тысяч человек. Он же назвал и величину максимального уровня паводка в районе Речного вокзала — 7-9 метров. Этот прогноз оказался точным. В пик половодья вода в этом месте поднялась примерно до восьми с половиной метров.

Спустя месяц после драматических событий 29-30 апреля мы попросили директора Томского экологического центра «Биолон» Виктора Фефелова дать свою оценку необычного для города стихийного бедствия.

—Виктор Николаевич, а почему вы занялись проблемой паводка? Ведь вы не гидролог или метеоролог, а эколог…

— Во-первых, наводнение, случись оно в городе или на селе — всегда экологическая катастрофа для жителей. Поэтому мы прогнозируем и наблюдаем за всеми явлениями, которые могут вызвать эту экологическую катастрофу. От предполагаемого высокого паводка до техногенной аварии на магистральных теплосетях в период сильных морозов. Во-вторых, экологический центр «Биолон» имеет соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Главным управлением МЧС по Томской области. Согласно этому документу мы обязаны, причем, на безвозмездной основе, направлять туда прогнозы о возможных чрезвычайных ситуациях и вероятных катастрофах на территории области.

— А аномально холодную зиму 2010 года вы предсказали?

— Конечно. Еще в начале декабря я направил соответствующий официальный прогноз генералу Киржакову и мэру города Николайчуку. Кстати сказать, мы также спрогнозировали массу коммунальных аварий в городах Сибири из-за сильных холодов. Так оно и оказалось. Забавно, что точный прогноз на зиму дал только наш микроскопический (по штатам) экологический центр «Биолон». Федеральные метеорологи лишь руками разводили, когда их спрашивали о предстоящей зиме.

— И как чиновники относятся к вашим прогнозам?

— Умные и честные принимают к сведению и предпринимают меры по уменьшению ущерба от возможной катастрофы. К таким я отношу, например, бывшего заместителя губернатора Владимира Гончара или нынешнего начальника Главного управления МЧС по Томской области генерала Киржакова. К сожалению, многие чиновники пытаются информацию о предстоящих бедствиях спустить на тормозах, отделаться отписками, словом, любыми способами снять с себя ответственность. С такими приходится воевать.

— Ваша оценка развития паводковых событий в Томске и окрестностях. Хотелось бы, чтобы вы поподробнее проанализировали наводнение в Черной Речке.

— Впервые мы подняли проблему приближающегося катастрофического наводнения в Томске еще в 2003 году. Тогда в интервью газете «Комсомольская правда» я подчеркнул, что если не отремонтируют томскую дамбу, то через несколько лет высокий паводок ее окончательно разрушит и город зальет водой с плавающими льдинами. Потом пришлось сделать в томской прессе еще несколько публикаций на эту тему, потому что обычные письма, направляемые нами в областную администрацию и мэрию, пропадали без ответа и следа.

Один из высокопоставленных чиновников «белого дома» прямо пытался запретить мне поднимать тему катастрофического состояния дамбы. Наконец, после одной из газетных статей проблема была осознана, и на областном уровне приняли решение капитально отремонтировать дамбу. По существу ее построили заново, получив на эти цели немалые федеральные средства.

Реконструкция томской дамбы спасла город от огромных неприятностей. При нынешнем уровне паводка и при старой полуразрушенной дамбе значительная часть Томска точно была бы затоплена.

С начала этого года, когда областная и городская администрации осознали предстоящую угрозу, почти все принимаемые меры по подготовке к аномальному паводку сыграли положительную роль. Но главным спасителем Томска стал генерал-майор Данияр Сафиуллин из Красноярска.

Дело в том, что Томск затапливало вешними водами только тогда, когда на Томи образовывались высокие ледяные заторы. Поэтому нынче мы буквально по минутам следили за действиями работников МЧС. Красноярский генерал совершенно точно выбрал время для бомбардировки ледяного затора между двумя томскими мостами 29 апреля. А до этого бомбили лед на Томи ниже нового моста, чтобы не допустить нагромождения льда в районе Северска и протоки Чернильщиковой.

Если бы лед начали взрывать в городской черте раньше, Томь воздвигла бы затор перед новым мостом. Вода разлилась бы по Черемошникам, затопила полностью Эушту и Нижний склад. Несколько позднее вода пришла бы и в Черную Речку. Только наводнение было бы там ночью! Подвижки льда при малом уровне реки и низкой скорости течения как раз и способствуют образованию заторов. Так что генерала Сафиуллина томичам надо наградить, как спасителя. Он же, наоборот, подвергся в прессе и на интернетовских форумах незаслуженным обвинениям.

— А каков, по вашим прогнозам, мог бы быть худший вариант?

— Картина была бы печальная, даже трагичная. При наводнении в Томске в 1947 году погибло несколько сот человек, множество голов скота. И это несмотря на то, что бомбили заторы возле нынешнего Северска самолеты, прилетавшие из Новосибирска. Именно события в Черной Речке показали возможный масштаб бедствий в Томске, если бы произошел перелив главной дамбы. Из Черной Речки пришлось бы эвакуировать больше тысячи человек. А из затопленной части Томска нужно было бы вывезти, разместить, накормить в 20-30 раз больше. В том числе больных и детей.

Хочу подчеркнуть, что городские структуры, да и местный МЧС, не были как следует готовы к нынешнему развертыванию событий. Явно не хватало сил и средств, люди не были обучены вести себя в условиях реального стихийного бедствия. Злую роль сыграли и некоторые политиканы, которые на протяжении нескольких месяцев убеждали население, что никакого наводнения не будет, что эти прогнозы — фальсификация властей, которые отвлекают народ от политики и выманивают деньги из Москвы для очередного «распила».

Хотя, с другой стороны, приходится признать, что наши власти многими своими действиями настолько дискредитировали себя, что томичи просто смеялись над предупреждениями. Поразительно, но за два месяца до затопления Черной Речки, Заварзино, да и самого Томска в районе улицы Лермонтова, две трети жителей областного центра категорически не верили предупреждениям экологов и гидрогеологов о возможности катастрофического паводка. Это показал интерактивный опрос телезрителей компанией ТВ-2.

— А сделали ли, на ваш взгляд, власти выводы из случившегося? Ведь наверняка это наводнение не последнее…

— Думаю, некоторые выводы сделаны. Определенным достижением является то, что заместитель мэра Евгений Паршуто в одной из газетных публикаций признал, «что у нас нет собственных резервов и сил, которые можно было бы задействовать по своему усмотрению». Иными словами, город просто не был готов к столь массовому стихийному бедствию. В бюджет областного центра денежные средства для прогноза таких катаклизмов и их предотвращения не были заложены.

Но здесь я должен привести в пример организации, которые достойно встретили аномальный паводок, предприняли меры по снижению ущерба от него. Как бы ни ругали МЧС, в конечном итоге его специалисты предотвратили затопление Томска, ювелирно разбомбив главный ледовый затор 29 апреля. Особой похвалы заслуживает коллектив «Томскгеомониторинга». Он провел огромную работу по исследованию ледовой обстановки, его специалисты своевременно и точно информировали власти и МЧС о текущем состоянии дел.

Полностью готовыми к крупному паводку оказались Томская судоходная компания, «Томские мельницы», «Горсети». Кстати сказать, именно« Горсети» заранее закупили лодки и могли реально не только проводить свои работы по отключению электросетей и подключению к ним объектов после спада воды, но и спасать людей. Что и выяснилось во время затопления домов в районе улицы Лермонтова.

— Когда, по вашим прогнозам, можно ожидать очередного катастрофического паводка?

— Через три-четыре года. Зимы 2013-2014 годов будут еще холоднее нынешней, и это вызовет не только опасный паводок весной, но и приведет к множеству аварий в коммунальном хозяйстве, на объектах энергетики. Нужно готовиться.

— Какой из самый ваших необычных прогнозов сбылся?

— Десять лет назад я обратился к начальнику томского МЧС полковнику Бабкину с предупреждением, что в течение недели в Томске ожидается мощный взрыв на одном из жизнеобеспечивающих объектах — на ГРЭС-2 или водозаборе в Лагерном. В указанный нами срок студент-медик пришел в Лагерный сад с сумкой, где было 30 килограммов взрывчатки и таймер. Ранним майским утром этот чудак взорвался на берегу Томи, не дойдя 60 метров до сооружений водозабора. Где, кстати сказать, хранится огромное количество жидкого ядовитого хлора. От студента остались только части ног в лохмотьях голубых джинсов. Оказалось, что таймер был у него сделан на основе китайского будильника. Сработал раньше времени…

Полковник Бабкин выдал нам справку, что мы действительно такой прогноз давали, и он сбылся. Но парадокс заключается в том, что ни один человек в Томске, кроме нового начальника ГУ МЧС по Томской области генерала Киржакова, не спросил нас: «А как вы эти прогнозы делаете? Можете еще такие случаи предсказать? И что вам для этого нужно?»

Пока еще подобные прогнозы нашей государственной бюрократической системой не востребованы.

Смотрите также