Лариса Недоговорова: «Домработница — это адвокат вашего дома»
Мы остаемся верны мартовской теме, которая, по неписаным законам в медийном пространстве, считается женской. Разговор о доме, домашних услугах — согласитесь, традиционно не входит в сферу мужского владения. В нашем обществе уж точно. Есть в Томске агентство, которое уже девятый год предлагает как раз услуги по ведению хозяйства и присмотру за детьми и царствуют там одни женщины — от руководителя до рядового работника. У него доброе имя — «Берегиня». Как поживает сегодня женское царство? Какие сложности приходится преодолевать этому представителю малого бизнеса в нынешних условиях экономического спада? На эти и многие другие вопросы отвечает организатор и руководитель агентства домашнего персонала Лариса Недоговорова.
— Знаете, на удивление, поживаем неплохо. Конечно, преломление потребительского спроса все-таки произошло, структура заказов качественно изменилась. Например, мы практически лишились заявок на подбор няни для сопровождения первоклассников из школы. Прежде часто требовались няни, чтобы отвести детей на занятия в различные творческие секции, бассейн, спортивные школы... Сейчас многие семьи просто стали экономить. Зачастую сокращают рабочий график няни — берут на неполный рабочий день, часа на три-четыре. С другой стороны, возрос спрос на домработниц, на такие услуги, как уборка квартир, приготовление еды, ведение домашнего хозяйства.
— Казалось бы, домашнюю работу без усилий выполнит любая хозяйка...
— Поверьте нашему опыту: женщина, у которой в семье хоть однажды оказалась домработница, уже не откажется от ее услуг никогда. В доме становится ощутимо чище, а освободившееся время дает простор для творчества. Цена на услугу вполне приемлема — в среднем 600-800 рублей стоит рабочий день, который может длиться и шесть, и восемь часов. Конечно, мы работаем с определенным кругом обеспеченных томичей, которым привычен уже сложившийся уровень комфорта.
— У вашего бизнеса — «женское» лицо. Какие они, ваши лица в действительности? Кто ваши работники? Можно предположить, что няни — это бывшие педагоги?
— Да, в основном. В августе к нам приходит стройная шеренга выпускниц педагогического колледжа и педагогического университета. В конце мая-июня, в сезон отпусков, появляются измученные невысокой зарплатой и непосильной нагрузкой воспитатели муниципальных детских садов. В течение всего года заглядывают те, кто задумал сменить основное место работы и хотел бы попробовать себя в нашем деле. Да, меня часто спрашивают, какие наши работники. Отвечу коротко: с ними должно быть уютно! Порой достаточно переброситься двумя-тремя предложениями, чтобы сделать вывод о соискателе — наш человек или нет. Я уже как-то говорила об этом: к примеру, внутренние ритмы няни колеблются между колыбельной и менуэтом. Они спокойны, по-хорошему инерционны. Работа с ребенком требует большущего терпения, и этим терпением нужно обладать. В отборе кандидатов помогают и психологические тесты, конечно.
— «Хороших» обрисовали. А кто вам не подходит? Какие качества неприемлемы?
— Раздражение и акцентированное чувство зависти. Это основное.
— Ваш бизнес, вне всякого сомнения, можно и нужно назвать сегодня социально ориентированным...
— Соглашусь. Но не только потому, что мы предоставляем работу женщинам. Подчеркну одну немаловажную особенность — агентство обеспечивает занятость женщинам ПРЕИМУЩЕСТВЕННО после сорока лет. Ни для кого не секрет, что сейчас это наименее востребованная категория для работодателей. А мы, напротив, приглашаем к себе соискателей зрелого разумного возраста. Представьте, няни в возрасте 60-ти лет очень востребованны. Это же классический возраст бабушки! Активная, бодрая и мудрая няня получается.
— Знаю примеры, когда у вас находили работу люди отнюдь не педагогических профессий. И таких немало. Это исключение из правил?
— Совсем нет. Наше агентство — своего рода индикатор женской социальной стабильности. Если женщина лишается работы или же надвигается угроза ее потери, в первую очередь она идет к нам, как за своей соломинкой. За девять лет существования мы неоднократно наблюдаем приливы и отливы на рынке труда. Год с небольшим назад первыми ощутили на себе финансовый кризис риэлторы. Резко упали продажи, и они лишились привычного дохода. Затем пошли рекламные агенты. Позже — индивидуальные предприниматели, потерявшие свой бизнес. За ними — умницы-красавицы банковские служащие, все, как одна, с личными автомобилями, потому что филиалы столичных банков были реорганизованы и закрыты. Естественно, педагоги, которые лишились дополнительной нагрузки в бюджетных учреждениях и, соответственно, весомой части и без того невысокой зарплаты. Было невесело все это наблюдать. К слову, в последнее время ситуация немного выровнялась.
— В СМИ прозвучала информация, что вы начинаете профессиональное обучение своего персонала.
— Тот факт, что у нас находят работу не только педагоги, уже тенденция. Значит нужно поддержать и развить то, что сложилось естественным образом. И это еще одно подтверждение того, что наш милый домашний бизнес социально ориентирован. Ведь мы «снимаем» серьезное напряжение у женщин — соискателей работ зрелого работоспособного возраста.
— Вы можете привести статистику, сколько человек обрели занятость в вашем агентстве?
— В базе данных «Берегини» значатся более пяти тысяч человек. Не все из них находят себе рабочее место, но две трети — определенно.
— Лариса, продолжите рассказ о профессиональном обучении, за которое взялось ваше агентство. Уверена, многим женщинам это интересно.
— Мы планируем обучать и, естественно, тут же предлагать работу. По сути, в обществе уже сформированы и успешно действуют новые рыночные специальности частной няни и домработницы. Мы хотим создать алгоритм профессий, подвести, что называется, крепкую теоретическую базу. Фундамент построить. Для педагогических профессий основными будут, конечно же, педагогические знания. Мне очень приятно, что к нашему проекту подключились известные своими творческими находками педагоги нашего Хобби-центра под руководством Татьяны Игрушкиной.
— А чему обучают домработниц? Как правильно мыть пол?
— Между прочим, это тоже искусство — правильно мыть пол. Для домработниц первичными будут знания современных отделочных материалов и способов их уборки, знакомство с ассортиментом бытовой химии. Здесь нашими партнерами выступают магазин-салон «Паркет-дизайн», ЗАО «Best ceramics», компания «Браво». Менеджеры этих предприятий будут, так сказать, образовывать наших слушателей.
— А как с психологической подготовкой?
— На это мы делаем особый упор. И никаких скучных лекций! В игровой форме, на тренингах с помощью педагогов-психологов, сотрудников ТГУ, слушатели будут прорабатывать возможные конфликтные ситуации, банк данных которых уже создан. Будут проигрывать свои будущие роли. Иными словами, станут учиться на чужих ошибках! Для нас важно, чтобы порог чужого дома они переступили подготовленными и обученными, а главное — психологически устойчивыми к новой работе. Намеренно употреблю эту фразу: персонал должен быть вышколен! Нам нужно преподать слушателям знание и понимание собственного места в современном обществе, которое уже имеет определенные и очень четкие социальные границы, обусловленные различным уровнем благосостояния. И это ощущение себя, как работника по найму в семье, должно быть слушателями гармонизировано и принято.
— Вопрос по ходу. Как женщине сохранить самоуважение и добиться уважения к себе, работая в семье по найму?
— Только высоким качеством работы! У нас есть давний клиент, известный в городе юрист. Много лет он приглашает помощниц по ведению домашнего хозяйства. Этот клиент говорит так: «Хорошую домработницу найти сложнее, чем хорошего адвоката. Ведь это адвокат ТВОЕГО дома!»
— Учебу вы предполагаете платную?
— Конечно. Человек должен заплатить за возможность изменить свою жизнь. Это принципиально. Тем более, что мы сразу и трудоустраиваем. У нас уже есть даже хозяйки, которые готовы заплатить за обучение своего персонала. А спустя определенное время агентство «Берегиня» намерено отказываться от услуг не сертифицированного персонала, к этому нужно быть готовым.
— Лариса, как вы решились на этот смелый проект? Время-то выбрали довольно рискованное...
— Интуитивно. Возможно, исподволь накапливались замечания от наших заказчиков. Их претензии к работе персонала стали складываться в систему, которая требовала своего осмысления. Мы, безусловно, растем вслед за своими заказчиками — раз требования к нам возрастают, мы не должны стоять на месте. Хочется не только сохранить свою деловую репутацию, но и приумножить ее. Я до сих пор со стыдом вспоминаю свой разговор с хозяйкой квартиры, которая жаловалась на домработницу: «Она же совсем не знает, как обращаться с парогенератором!» Боже, подумала я, а владелица агентства тоже не в курсе, что это такое. Сразу же побежала в «Технолюкс» узнавать о парогенераторах и с чем их едят... В конечном итоге, эта учеба пойдет на пользу тем томичам, кто обращается к нам за услугами. Они выиграют — получат более квалифицированный персонал.
— По логике вещей, вашими лучшими друзьями должны стать специалисты государственной службы занятости.
— Надеюсь на это. Мы взаимодействуем, у нас хорошие рабочие отношения. Но когда получим лицензию на образовательные услуги, а сейчас наши документы находятся на рассмотрении в комитете по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области, когда приступим к обучению в полной мере — будет очень странно, если служба занятости не будет рассматривать нас, как стабильного делового партнера. У нас — неиссякаемый ресурс самозанятости женщин. А государственная политика сейчас такова, что именно на этом — самозанятости — делается особый акцент, расходуются огромные средства на переобучение тех, кто высвобождается на рынке труда. А мы с удовольствием подхватим этих людей. При непременном условии, что они нам подойдут.