Олег Правдин: «Рожайте с удовольствием!»
В первые дни нового года, которые оказались еще и очень морозными, многие, наверняка, даже порадовались, что не нужно идти на работу. Однако не всем так везет. Есть службы, которые работают без праздников и выходных, при любой погоде, принося томичам радость, которая запомнится на долгие годы. Я имею ввиду, конечно, наших замечательных медиков, которые трудятся в роддомах. С одним из них, главным врачом роддома №2, депутатом городской думы Томска Олегом Георгиевичем Правдиным я встретилась в только что прошедшие праздники на его рабочем месте.
— Олег Георгиевич, удовлетворите не только мое любопытство: как мужчина приходит работать в роддом?
— Мама моя была медсестрой, отец — военным, в моем выборе объединились обе эти профессии. В свое время я закончил военно-медицинский факультет Томского мединститута и был военным врачом. Закончил службу в Панфиловской дивизии. Военным врачам приходится заниматься разными больными, ведь на территории городка находятся не только сами военные, но и их семьи, поэтому военврач должен уметь помочь каждому, кто к нему обратится. Служба у меня шла хорошо, собирался поступать в академию, но после развала Союза пришлось строить жизнь заново. Поступил в клиническую ординатуру на отделение акушерства и гинекологии, это было еще в Киргизии. Потом вернулся в Томск, устроился врачом в роддом №2, с тех пор здесь и работаю. Замечу, что все ведущие врачи еще с царских времен всегда были мужчинами, и ничего тут необычного нет. Эта профессия даже физически очень тяжелая.
— В вашем роддоме появились младенцы в новогоднюю ночь?
— Да, 31 декабря родилось семь малышей, и один — 1 января. Больше мальчиков, но их всегда рождается больше.
— Представители власти недавно заявили, что за много лет впервые рождаемость в Томске стала превышать смертность. Вы, как профессионал, можете это подтвердить?
— Да, это так. Я это вижу и как врач, и как депутат городской думы. Причем, рождаемость начала расти именно в последние три-четыре года, когда появилась государственная помощь молодым мамам: родовые сертификаты, материнский капитал — это весьма серьезная поддержка материнства и детства. Ни при одной власти не было такой ощутимой помощи. Раньше отпуск по уходу за новорожденным длился всего один месяц! Меня самого в месячном возрасте отнесли в ясли. Десять и даже пять лет назад второго ребенка рожали немногие, третьего — лишь единицы. На таких мамочек мы смотрели, как на героинь, потому что сразу вставал вопрос: на что вырастить этого ребенка? Теперь женщины рожают и второго, и третьего с уверенностью в будущем своих детей.
— Какого возраста женщины чаще рожают?
— Нашими пациентками становятся и молодые, и женщины в возрасте под сорок или за сорок лет. 35-летние женщины рожают второго, третьего ребенка. Город у нас студенческий, поэтому много студенток, которые решаются родить малыша в годы учебы. Но в целом возраст мам немного увеличился. Ничего страшного в этом нет. Просто современные молодые люди более ответственно относятся к созданию семьи: хотят сначала выучиться, построить карьеру, найти жилье, а потом уже завести детей. По крайней мере, дети становятся желанными в этих семьях.
— Я сейчас выскажу крамольную мысль: возможно, если бы не было контрацептивов, рождаемость оказалась еще выше?
— Нет, это не так. Больше стало бы абортов. А то, что они наносят тяжелый вред здоровью женщины, сегодня, думаю, никого убеждать не надо. Контрацептивы нового поколения не только не вредят здоровью, но, наоборот, некоторые из них даже имеют такой «побочный» эффект, как общее омоложение организма, кожи.
— Но контрацептивы это, обычно, гормональные препараты, против которых у многих женщин возникло стойкое предубеждение...
— И совершенно напрасно! Гормональные препараты последнего поколения вполне надежны. Другое дело, что их нужно применять не по рекомендации подружки, а только после разговора со специалистом. Кстати, сейчас в консультациях есть кабинеты по планированию семьи, где врач-эндокринолог подберет препарат индивидуально. И употреблять их нужно строго по часам. В женских консультациях одно время даже раздавали контрацептивы бесплатно для малообеспеченных слоев населения. Сейчас, в связи с нехваткой финансов, такая выдача прекращена, и очень жаль. А у нас еще и менталитет такой: часть женщин считает, что аборт — это ничего страшного. Правда, в последние годы ситуация меняется, абортов стало меньше. Я думаю, это благодаря возросшей общей культуре населения.
— Разные мнения существуют по поводу кесарева сечения. Часто ли его применяют при родах?
— Уверяю вас, не чаще, чем оно необходимо. Кесарево сечение делается и в Томске, и в целом по России, не чаще, чем в 20 процентах случаев, то есть, каждой пятой женщине. Показания к нему: крупный ребенок, узкий таз матери, миопия. В последнем случае окулист, предвидя осложнения, просит исключить второй период родов, чтобы у женщины не пострадало зрение. Есть еще такие показания, как перенесенные ранее травмы, отслойка плаценты, гипоксия ребенка, рубец на матке после ранее перенесенного кесарева сечения и т.д. Сейчас применяются современные шовные препараты, современная анестезия, которая не влияет на ребенка. Иногда будущая мама сама просит, чтобы ей сделали кесарево сечение.
— Довольны ли вы работой коллег из женской консультации, которые «ведут» будущую маму, то есть, присматривают за ней почти до родов?
— У каждого родильного дома есть своя консультация. У нас практически один коллектив. Кстати, два года назад этому коллективу присвоено международное звание ЮНИСЕФ « Больница, доброжелательная к ребенку». А совсем недавно мы стали лауреатами национального конкурса «Лучшие роддома Российской Федерации» с получением сертификата «Надежная репутация». Конечно, мы — единый коллектив, а как же иначе? Врачи консультации постоянно дежурят в родильном доме, они не оторваны от реальных проблем родовспоможения. В консультации есть свой психолог, школа будущих матерей, есть сайт mama.tomsk.ru, сайт нашего роддома, где я отвечаю на вопросы молодых мам. Поэтому первородящие уже не испытывают того страха, который был у их мам и бабушек. К тому же, роды теперь обезболивают.
— Как влияет на ребенка обезболивание, ведь многие считают, что все должно быть, как задумала природа?
— На ребенка это не влияет. Эпидуральная, спинальная анестезия полностью снимает боль, она давно уже применяется во всем мире. Если же говорить о природе, то раньше и зубы дергали без анестезии, а теперь этого никто не делает. Так и при родах.
— Но анестезия, наверное, стоит дорого? Помогает ли здесь реально родовой сертификат будущей маме?
— Благодаря родовому сертификату все медицинские услуги для женщины бесплатны, в том числе и обезболивание.
— А есть ли платные услуги для рожениц?
— Да, в нашем роддоме есть палаты «люкс», палаты повышенной комфортности. За счет этих услуг мы развиваемся, приобрели для наших пациенток хорошие телевизоры, мебель. Что же касается самой медицины, здесь для женщины все бесплатно: и эпидуральная анестезия (хотя на самом деле процедура дорогостоящая), и медикаменты, и помощь при родах. Все это оплачивается из фонда ОМС и входит в пакет услуг, предоставляемых по родовому сертификату.
— Помогают ли папы при родах? Я слышала, что некоторые медики высказывались против их присутствия: мол, некоторые папы чуть в обморок не падают, и им самим приходится помощь оказывать…
— У нас такого не случалось, и я только приветствую, когда папы, либо другие родственники находятся рядом с роженицей. У нас есть отдельные боксы для таких родов. Будущий папа или мама роженицы, либо другой родственник сидят рядом, держат руку, женщина видит родного человека и, конечно, ей спокойнее. Единственное требование, чтобы папа на момент родов был здоров, имел флюорографию грудной клетки во избежании инфекционных заболеваний. Папы, кстати, ведут себя корректно, сдержанно, они проходят специальную подготовку в родительской школе при консультации. Поэтому никто из них в обморок не падает. В основном на это идут молодые семьи, таких процентов десять. И нам, врачам, легче: люди видят доброжелательность медперсонала, готовность врачей помочь роженице, у них не возникает потом претензий.
— А есть ли претензии у врачей к роженицам?
— К сожалению, да. До 30-40 процентов будущих молодых мам во время беременности курят, многие пробовали наркотики, а ведь это сказывается и на способности родить, и на будущем здоровье ребенка. Не хочется никого пугать, но часто у таких мам рождаются беспокойные, слабые, болезненные малыши.
— Уменьшилось ли количество так называемых «отказных» детей?
— Заметно, и это радует. В прошедшем году в нашем роддоме было 13 таких малышей. А в 2004 году, например, почти 50. Думаю, здесь сыграли свою роль многие факторы: поддержка материнства, контрацепция, общая культура населения. В настоящее время у нас в роддоме таких младенцев нет.
— Спасибо за беседу, Олег Георгиевич. От себя же в заключение хочу напомнить простые вещи, известные еще нашим прабабушкам.
Будущую маму нужно оберегать не только физически, но и эмоционально. У наших предков, например, считалось большим грехом ругаться рядом с беременной. Для будущих мам в народе пели специально величальные песни, потешки, рассказывали веселые сказки и истории, дарили красные вышитые рушники и платки. Беременная должна была видеть перед собой как можно больше красивого. Считалось, что и младенец тогда родится красивым. Если к зиме резали скот, беременную на это время уводили куда-нибудь в гости, чтобы она не слышала криков, не видела крови. В баню беременная женщина шла только в сопровождении кого-то из близких, и после мытья даже в бедных семьях старались надеть на нее не только чистую, но и новую, как правило, красиво расшитую нижнюю сорочку.
Старая истина: мать должна дать ребенку мед и млеко. Млеко — это питание, ежедневный уход, словом, нечто обыденное, приземленное. А вот под медом подразумевалась радость, оптимизм, жизненная сила. К сожалению, эта культура отношения к беременным во многом у нас утрачена. Хочется надеяться, что новому поколению удастся что-то возродить. Да я уверена, что и сегодня во многих семьях есть свои обереги для мамочки и, конечно, будущего ребенка.